С. В. Розанов. Школа игры на кларнете.В двух частях.
Серге́й Васи́льевич Ро́занов (23 июня (7 июля) 1870, Рязань — 31 августа 1937, Москва) — русский кларнетист, профессор Московской консерватории, Заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Считается основоположником современной русской школы игры на кларнете.
Розанов родился в Рязани, первые уроки игры на кларнете получил в возрасте двенадцати лет от отца, музыканта-любителя. В 1886 году Розанов поступил в Московскую консерваторию, исполнив на вступительных экзаменах Фантастические пьесы Роберта Шумана. По классу кларнета Розанов учился у Карла Циммермана, камерным музицированием занимался под руководством Сергея Танеева. Окончив консерваторию в 1890 году с Большой серебряной медалью (золотые исполнителям на духовых в то время не вручались), Розанов в течение нескольких лет он был солистом оркестров в различных оперных театрах Москвы: Украинской опере (1889―1891), Итальянской опере (1891―1892), «Русской опере Прянишникова» (1893―1894). В 1894 году он поступил в оркестр Большого театра на место второго кларнета, а уже через три года стал солистом оркестра. В Большом театре Розанов бессменно работал до 1929 года.
С 1890-х годов Розанов, помимо работы в театре, часто выступал как солист и камерный музыкант. В 1892 году вместе с фаготистом И. В. Кристелем и пианистом Н. Е. Шишкиным он исполнил Патетическое трио М. И. Глинки, до того никогда не звучавшее в России. Розанов также первым сыграл в Москве поздние кларнетные ансамбли Брамса (Трио с виолончелью и фортепиано a-moll в 1893 и Квинтет со струнными h-moll в 1895).
Н. Д. Кашкин в рецензии на первое исполнение Трио Брамса 14 октября 1893 писал:
...Интересно составленная программа заключала между прочим в себе одну новость: трио Брамса для фортепьяно, кларнета и виолончели ― ор. 114 (a-moll) ... Трио было отлично сыграно гг. Сафоновым, Розановым и фон Гленом; исполнители были вызваны множество раз и должны были ещё сыграть сверх программы Adagio из Трио Бетховена (ор. 11)
Хорошо был принят публикой и Квинтет, впервые прозвучавший в исполнении Розанова 23 октября 1895 года[4].
По воспоминаниям самого Розанова, присутствовавший на одной из репетиций Квинтета П. И. Чайковский был так восхищён его исполнением, что пообещал написать специально для него концерт для кларнета или камерное сочинение с его участием. Смерть композитора помешала этим планам осуществиться.
Любопытным фактом в биографии Розанова является сотрудничество в 1900-е годы с журналом «Гитарист» и его главным редактором Валерианом Русановым. В этот период он написал два оригинальных сочинения для гитары и несколько переложений для этого инструмента из опер Глинки.
В рамках общедоступных исторических концертов, проводившихся в Москве в 1907―1917 годах по инициативе Сергея Василенко, Розанов выступал в составе оркестра, а 31 октября 1910 в Третьем историческом концерте первым из русских кларнетистов исполнил Концерт для кларнета с оркестром Моцарта (оркестром дирижировал Н. Н. Черепнин), заслужив одобрительные отзывы от музыкальных критиков. Дирижёр Артур Никиш, услышавший игру Розанова в одном из концертов, предложил ему место первого кларнета в Гевандхауc-оркестре в Лейпциге на любых условиях, однако тот отказался.
В советское время Розанов продолжал активную концертную деятельность, был одним из инициаторов создания Персимфанса и бессменным его солистом в 1922—1932 годах.
Розанову посвящены сочинения композиторов-современников, в том числе Концертштюк А. Симона, Ноктюрн и Этюд для кларнета и фортепиано А. Ф. Гедике. Высоко ценил исполнительское мастерство Розанова С. В. Рахманинов, написавший специально для него соло кларнета во II части Второго фортепианного концерта и в III части Второй симфонии.
Значительна деятельность Розанова как педагога: с 1916 года он занимал пост профессора Московской консерватории, в 1931―1935 ― заведовал кафедрой духовых инструментов, преподавал также камерный ансамбль. Он принимал активное участие в разработке и обновлении учебных программ для студентов классов кларнета и других духовых инструментов. По его инициативе был создан оркестр студентов Консерватории, который возглавил В. Сук. Среди учеников Розанова ― Александр Володин, Иван Майоров, Александр Штарк, Абрам Пресман, Виктор Петров и многие другие выдающиеся кларнетисты, ставшие впоследствии лауреатами различных конкурсов и известными педагогами.
Розанов ― автор многочисленных этюдов, переложений для кларнета сочинений русских и европейских композиторов, сборника «Ежедневные упражнения для развития техники игры на кларнете» (1928), а также брошюры «Методика обучения игры на духовых инструментах» (1935; первое подобное издание в СССР) и «Школы игры на кларнете», впервые изданной уже после смерти музыканта, в 1940 году и многократно переиздавашейся впоследствии (в последний раз — в 2000 году). Розанову также принадлежат идеи по усовершенствованию конструкции кларнета немецкой системы (упрощение трели с си малой октавы на до-диез первой, уточнение интонации некоторых звуков).
Выдающийся представитель русской кларнетной школы, Розанов обладал виртуозной техникой исполнения, музыкальностью, богатым художественным вкусом.