Звуки надеждыПонедельник, 25 Ноября 2024, 16.26.04

Приветствую Вас Гость | RSS
ГЛАВНАЯ | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Меню сайта

Категории раздела
История [8]
Рецензия [3]
Монография [10]
Публицистика [23]
Интервью [4]

П О И С К

Библиотека
[Рабочие тетради]
К.В.Барас. Домашние задания по сольфеджио для 1, 2...
[Хрестоматия]
Мировая культура в зеркале музыкального искусства....
[Книга]
Овчинникова Т. Симкина А. Музыка Движение Воспитан...
[Фортепиано]
Самоучители. Хрестоматии. Пособия по игре на форте...
[Методика]
Баренбойм Путь к музицированию
[Фортепиано]
Форсс Карл-Йохан. Ремонт пианино и роялей.
[Труба]
Весь этот джаз

Фонотека
[Видеохрестоматия]
Абсолютный слух Избранное Продолжение (Выпуски 224...
[Ансамбль]
Песни и танцы Народов СCCP в 5 дисках
[Оркестр]
Георгий Свиридов. "Метель", "Время,...
[Фильм]
Как устроена музыка с Говардом Гудалом / How music...
[Видеохрестоматия]
Абсолютный слух Избранное Продолжение (Выпуски 194...
[Видеохрестоматия]
Великая музыка великих городов. Выпуски 1 - 26.
[Опера]
Иоланта. Фильм-опера

Видеозал
[Фильм]
Бах и Гендель. Фильм "Ужин в четыре руки"
[Разное]
MSMUSICA
[Видеохрестоматия]
Видеохрестоматия по классической музыке.

Форум
СРОЧНО!!! ищу ноты для хора Культуру окультуривать К реализации Федерального закона Открытое письмо Путину и др Такси в Крыму

Доска объявлений
Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Библиотека » Статьи » Публицистика

МЕРА ДОБРОТЫ И СТРОГОСТИ // Тамилла Кенгерлинская


      Настоящая статья является в некотором роде продолжением предыдущей, в которой рассматривалась проблема музыкально-педагогического взаимодействия в свете гуманистической направленности современного образования, а также эффективные факторы, оказывающие положительное воздействие на диалектику взаимоотношений педагога-музыканта и его воспитанника.

      Продолжая мысли об актуальности различных гуманистических систем воспитания в мире современного образования, хотелось более обстоятельно остановиться на одном из её главных и ведущих принципов. Речь идёт о межличностном педагогическом диалоге и утверждении равноправных субъект-субъектных отношений. Именно гуманистический подход в процессе обучения предполагает замену субъект-объектных взаимоотношений, основанных на подчинении ученика учителю, субъект-субъектными, в которых деятельность учителя и ученика определяются как равноправные. "Диалог предполагает, что каждый из партнёров является его субъектом и равен в правах. Это относится как к ребёнку, так и педагогу и к родителю. Более того, профессиональная задача учителя понять ребёнка, проникнуться его смыслами. В процессе взаимодействия учителя и ученика, с одной стороны, и ученика и учителя, с другой, рождаются не только субъективно новые смыслы и знания, но и объективно новое" (1, 24).

      Знакомясь и критически осмысливая, как и свойственно любому исследователю, научную литературу по проблеме гуманистической направленности современного образования в целом, и педагогического диалога, в частности, возникают определённые сомнения, объективность которых обосновывается реальной практикой обучения и воспитания.

      Сегодня трудно не согласиться с тем, что гуманистическая ориентация современного образования и все педагогические инновации, связанные с ней будут иметь и, возможно, уже имеют самые положительные результаты. Хотя бы потому, что практика самых различных гуманистических воспитательных систем, исторически всегда себя оправдывала.

      Вместе с тем, вникая в современные идеи педагогики гуманизма, мне видится некоторая "легкомысленная увлечённость" скорее идеями гуманизма, чем глубокое и, я бы сказала, истинно ответственное отношение к этим идеям, сегодня как бы вновь возродившимся на новом витке своего исторического развития.

      Современные теоретики противопоставляют педагогику гуманизма и её приоритеты (индивидуальная личностная модель мира, диалогичность, толерантность, самопознание, сотрудничество, адаптированное управление, свобода выбора, защищённость личности) изживающей себя, так называемой "авторитарной" или "информативной" педагогике. "Анализ истории развития теории педагогики и практики образования позволяет утверждать, что до 80-х годов прошлого столетия в отечественной педагогике доминировали отношения, построенные на авторитете учителя. Соответственно эту парадигмальную модель можно назвать авторитарной или объектной педагогикой. Основные категории этой педагогики: дидактическая рационализация учебного процесса, авторитет педагога, фиксированная модель выпускника, педагогическое управление, образовательный стандарт, сравнительная диагностика" (1, 21-22).

      Если значимость гуманистических ценностей в современном образовании и воспитании не вызывает сомнений, то значимость авторитарных в настоящее время, пытаются представить устаревшими и искоренить. Вместе с тем, я не столь уверена в правильности данного выбора и не считаю, что только он один является единственным и верным. Постараюсь обосновать своё мнение, основанное на практическом и интуитивном опыте познания.

      "Авторитарная педагогика", или как её ещё называют "информативная" обладает на мой взгляд не меньшим потенциалом значимости в современном образовании, так как и её система также прошла историческую апробацию и подтвердила результативность и эффективность своего содержания и основных принципов. Миру современного образования важно понять, что не существует идеальной системы обучения и воспитания, что любая система, созданная человеческим разумом не лишена определённых недостатков и не может претендовать на совершенство. Ведь прошлая авторитарная система образования как раз страдала именно тем, что не признавала альтернативных, главным её недостатком и являлась как раз её командно-административное диктаторство, не допускающее авторских или других структур обучения. Поэтому, сегодня столь актуальные и широко внедряемые гуманистические системы воспитания тоже должны конкурировать и сосуществовать с другими, в том числе и с авторитарными.

      На мой взгляд, любая система воспитания и обучения должна быть, прежде всего, свободной от диктата, она должна быть гибкой, изменяющейся, интегративной, сочетая в себе множество возможных вариантов, а, самое главное, приемлемой и необходимой для конкретной индивидуальности. Другими словами, в сфере человеческого воспитания наименьшие потери возможны тогда, когда субъект воспитания (педагог), руководствуясь чувством и разумом, способен найти необходимую меру строгости и доброты в своих взаимоотношениях с объектом воспитания (учеником), то есть, придти к гармоническому согласию во взаимоотношениях, не подавляя личности воспитанника и не полагаясь лишь на его сознательность.

      С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самостоятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создаёт предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, её способности к свободе, ответственности и творчеству. Для этого одних гуманистических принципов не всегда достаточно, так как каждый воспитанник - это уникальный в своём роде объект воспитания, и то, что необходимо и приемлемо для одного, совершенно не подходит и может повредить другому. Именно поэтому так важна альтернатива в выборе системы обучения и воспитания, в выборе как авторитарных, так и гуманистических принципов, приёмов и методов.

      Достижение истинного педагогического диалога является как бы кульминацией процесса педагогического взаимодействия и он возможен только на основе полного взаимного доверия. К такой гармонии взаимоотношений стремится каждый учитель и особенно педагог-музыкант в силу особой специфики обучения музыкальному искусству. Однако, путь к достижению данного диалога мне видится в широком применении не только гуманистических, но и авторитарных принципов. Пусть даже этот термин и вызывает определённое негативное представление.

      Взаимное доверие между педагогом и его воспитанником как фундамент педагогического диалога в большей степени опирается на авторитет педагога, заслужить который ему не так-то просто. Он ищет, руководствуясь педагогической интуицией и применяет различные принципы, эффективность которых проверяет собственной практикой. И в случае, если гуманистическая составляющая его принципов оказывается недостаточной или безрезультатной, то он ищет поддержки в иных приёмах, вполне возможно и авторитарных.

      Полагаться только на предоставляемую свободу и самодвижение ученика, оставаться спокойным наблюдателем происходящего и ждать тех или иных результатов мне кажется не совсем этичным с точки зрения педагогической профессии. Данная позиция в конечном счёте сводит к нулю роль учителя и все его основные дидактические функции: образовательные, развивающие, воспитательные и другие. Я думаю, что в решении столь актуальной в настоящее время, проблемы достижения педагогического диалога, большую помощь может оказать исторический опыт поколений: воспитатели древности, как учителя, так и родители, придерживались подлинно гуманистических традиций, применяя, однако, при этом, различные принципы.

      Сегодня, к большому сожалению, забыта старинная мудрость, гласящая, что авторитарность отца, по мере взросления сына, должна плавно переходить во взаимную дружбу. Древние индусы говорили: "До шести лет сын - твой господин; с шести до двенадцати он твой раб; с двенадцати и дальше он твой друг" (2, 16) Да, скажет современный родитель, педагог, воспитатель прочитать и сказать легко, но как это осуществить, сделать реальностью?

      Но если вдуматься в смысл сказанного, то становится совершенно очевидным следующее: если ты стал для своего сына господином до шести лет, то есть смог заслужить его доверие, привязанность и авторитет, то он станет для тебя послушным рабом в последующий сложный возрастной период, когда активному эмоциональному развитию подростка особенно необходимо сознательное руководство старшего. На этом этапе подчинение в какой-то мере оправдано, так как оно уравновешивает рациональное и чувственное в развитии воспитанника. И только в дальнейшем, по мере его взросления, приобретая в результате общения взаимное доверие и авторитет, они становятся друзьями. В противном случае, если изначально не достигнуто первое, то последующие этапы недостижимы и возможность диалога не состоится. То есть, весь процесс воспитания представляет собой сложную и глубоко последовательную череду взаимоотношений.

      То же самое происходит и в процессе педагогического взаимодействия: диалог между учителем и учеником может возникнуть только на тонком соблюдении меры доброты и строгости во взаимоотношениях. Действительно, с самого начала очень важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он отвечал тебе таким же доверием в самый сложный период свого личностного формирования для того, чтобы в дальнейшем сложилось обоюдное взаимопонимание, то есть педагогический диалог. Другими словами, только равное движение, как со стороны воспитателя, так и его воспитанника, приводит обоих к гармонии взаимопонимания. Практика показывает, что утверждение педагогического диалога в редких случаях возникает сразу, в большинстве - это длительный процесс, требующий определённых усилий именно со стороны субъекта обучения (педагога), тогда как объект (ученик) начинает серьёзно осознавать эту потребность по мере своего взросления.

      Таким образом, несмотря на общую гуманистическую ориентацию современного образования, процесс педагогического взаимодействия нельзя рассматривать только как субъект-субъектный, так как на разных этапах обучения и в зависимости от индивидуальности воспитанника, он может проявляться по-разному, в том числе и как субъект-объектный. Диалектика процесса педагогического взаимодействия сама регулирует и обусловливает доминантность и активность либо одних, либо других взаимоотношений.

      В сущности, гуманное отношение к воспитаннику выражается в умении находить меру в проявлении педагогической доброты и строгости. Древние воспитатели стремились к достижению гармонии в межчеловеческих отношениях, соблюдая во всём чувство меры. Именно это великое и мудрое знание человеческой сущности позволило учителям того времени создать философию гуманизма, идеи которого пройдя через тысячелетия, сохранили свою актуальность.

      Гуманистическая направленность современного образования безусловно является значительным приобретением для мирового сообщества, так как "...очень хочется верить, что ХХI век, провозгласивший себя "гуманитарным" сможет оправдать и осуществить свою целенаправленность и хоть в какой-то мере уравновесить научно-технический прогресс с прогрессом духовной общечеловеческой культуры" (3, 9).

/ Тамилла Кенгерлинская

Использованная литература

1.Гаврилин А.В. Гуманитарная парадигма педагогики. /Современное образование: философско-педагогические и дидактические поиски: Коллективная монография.//Селиверстова Е.Н., Шалыгина И.В. и др. Владимир: ВГПУ, 2002, стр.21-25.

2.Кей-кавус.- Антология гуманной педагогики. М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000, 224 с.

3. Бадалбейли Ф.Ш. Современное исполнительское искусство: реальность и перспективы. /Актуальные проблемы фортепианного исполнительства и педагогики. //Ред.-сост. Ф.Ш.Бадалбейли. Баку: Адильоглы, 2006, 208 с.



Категория: Публицистика |
Просмотров: 2011 | Теги: Кенгерлинская, педагогика, статья

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Т Е Г И
ноты хрестоматия саксофон Стравинский Бах концерт Моцарт Римский-Корсаков ансамбль пособие кларнет симфония музыкальная литература Вивальди статья Дебюсси Гайдн виолончель учебное пособие Скрипка Хор песня Бетховен Мусоргский Равель Методика Гендель Брамс Шуман Григ фортепиано Соната чайковский гобой книга лист Шуберт флейта Конкурс этюд квартет фильм Шопен балет Прокофьев видеохрестоматия абсолютный слух Рахманинов опера Глинка

КОММЕНТАРИИ

Здравствуйте! Ссылка не работает, можно исправить, пожалуйста.

Здравствуйте. Добавили в основание по ссылке вверху поста. Перейдёте,  прокрутите в самый низ. Сборник отдельно будет, вне папок.

Здравствуйте! Не могу найти ссылку на сборник «Итальянская клавирная музыка XVI века».pdf Ред.-сост.Н.Копчевский. - М. : Музыка, 1987.

Добрый день. Всегда готовы порадовать наших пользователей сайта. Спасибо за отзыв.

Здравствуйте. Огромное Вам СПАСИБО за возможность пользоваться таким богатством. Процветания и УДАЧИ!

Приветствую Даша. Буду рад общению. Можешь поделиться простыми любимыми произведениями?) я начального уровня

Приветствую. Можете подсказать ноты к флейте поперечной, Луиджи Хьюза?

Благодарю вас, нашёл Что искал. Очень хорошие самоучители.
Буду учиться во славу Божью.

Ещё вчера добавлены были ноты в архив. Мы же писали Вам. Смотри по ссылке в посте.



  • Новые личные сообщения()



  • Copyright MyCorp © 2024