Звуки надеждыПятница, 19 Апреля 2024, 02.58.06

Приветствую Вас Гость | RSS
ГЛАВНАЯ | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Меню сайта

Категории раздела
История [8]
Рецензия [3]
Монография [10]
Публицистика [23]
Интервью [4]

П О И С К

Библиотека
[Рабочие тетради]
К.В.Барас. Домашние задания по сольфеджио для 1, 2...
[Хрестоматия]
Мировая культура в зеркале музыкального искусства....
[Книга]
Овчинникова Т. Симкина А. Музыка Движение Воспитан...
[Фортепиано]
Самоучители. Хрестоматии. Пособия по игре на форте...
[Методика]
Баренбойм Путь к музицированию
[Фортепиано]
Форсс Карл-Йохан. Ремонт пианино и роялей.
[Труба]
Весь этот джаз

Фонотека
[Видеохрестоматия]
Абсолютный слух Избранное Продолжение (Выпуски 224...
[Ансамбль]
Песни и танцы Народов СCCP в 5 дисках
[Оркестр]
Георгий Свиридов. "Метель", "Время,...
[Фильм]
Как устроена музыка с Говардом Гудалом / How music...
[Видеохрестоматия]
Абсолютный слух Избранное Продолжение (Выпуски 194...
[Видеохрестоматия]
Великая музыка великих городов. Выпуски 1 - 26.
[Опера]
Иоланта. Фильм-опера

Видеозал
[Фильм]
Бах и Гендель. Фильм "Ужин в четыре руки"
[Разное]
MSMUSICA
[Видеохрестоматия]
Видеохрестоматия по классической музыке.

Форум
СРОЧНО!!! ищу ноты для хора Культуру окультуривать К реализации Федерального закона Открытое письмо Путину и др Такси в Крыму

Доска объявлений
Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Библиотека » Статьи » Публицистика

Я ХОЧУ ПОНЯТЬ ТЕБЯ... И НАУЧИТЬ... // Тамилла Кенгерлинская

"Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать,
определять как объекты, как вещи, с ними можно
только диалогически общаться. Думать о них -
значить говорить с ними. Иначе они тотчас же
поворачиваются своей объектной стороной:
они замолкают, закрываются и застывают
в завершенные объектные образы".

М. Бахтин


   Любая проблема, возникающая в процессе обучения всегда становится поводом для раздумий и поисков её разрешения. Размышляя, обсуждая, анализируя и пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, мы стоим перед выбором сразу нескольких решений, часто не зная какой из них наиболее верный. Задействуя весь свой опыт, как практический, так и теоретический, мы подключаем и работу подсознания, приводя веские основания для выбора того или иного варианта. Проходит определённое время и из множества мелких доводов и как бы случайных событий, проблема разрешается сама собой, создаётся впечатление, что она сложилась, как картина из мозаики, однако каждая её деталь в отдельности была и является нашим собственным действием, знанием, результатом всего приобретённого нами жизненного опыта.

   Особенно близки те проблемы, которые касаются непосредственно собственной педагогической практики. Здесь их огромная масса. Но, думаю, со мной согласится большинство в мире музыкальной педагогики, если назову проблему общения-взаимодействия между педагогом-музыкантом и его учеником, как одну из самых, во-первых, центральных, от которой зависит результативность всего процесса обучения, воспитания и развития учащихся, а, во-вторых, как наиболее актуальную, так как проблема межличностных отношений сегодня приобретала особую значимость с позиций гуманистческой направленности современного образования, и в третьих, как мало исследованную, так как её психологическая составляющая, основанная на глубоком интуитивном познании, апробируется длительным практическим опытом. Уверена, что не только педагоги-практики, методисты, но и сами обучаемые, часто сталкиваются с разрешением этой проблемы и, к сожалению, не всегда успешно для обeих сторон.

   Вся сложность процесса взаимодействия между учителем и его воспитанником непосредственно связанна со спецификой самого педагогического труда. А.М.Новиков отмечает, что педагогика "...отличается чрезвычайной сложностью объекта исследования, который, пожалуй, наиболее сложен по отношению к объектам всех других наук, поскольку подвержен влиянию огромного количества самых разнообразных факторов: педагог пришёл на занятие сегодня в хорошем настроении, завтра в плохом, у учащегося Иванова болит голова; Сидоров влюбился; у Петрова низкая парта и т.п." (1, 43). В области музыкального обучения эта сложность усугубляется эмоциональной природой и насыщенностью самого процесса познания с одной стороны и субъективностью восприятия с другой.

   Учитывая все эти веские основания, процесс взаимоотношений между, так консервативно называемым "субъектом и объектом" обучения в музыкально-педагогической практике является проблемой, которую в большинстве случаев обе стороны разрешают интуитивно, в основном полагаясь на случайность или удачу. Естественно возникает вопрос: что можно учесть, принять во внимание или предвидеть в столь сложном и непредсказуемом процессе, чтобы свести к минимуму его потери?

   В целом, обобщая существующий опыт в исследовании данной проблемы, мы приходим к Нейгаузовской мысли о том, что "...талантливый педагог и бездарный ученик - столь же малопроизводительное сочетание, как бездарный педагог и талантливый ученик. Подобное к подобному - это один из самых разумных принципов при разрешении проблемы "учитель и ученик". Возможно полное взаимопонимание учителя и ученика - одно из важных условий плодотворности педагогического процесса" (2,185).

   Думаю, что в этой гениальной мысли заключён идеал педагогического взаимодействия, но даже и он недолговечен, потому что его участники - это "живой" растущий и изменяющийся со временем материал: каждый талантливый ученик перерастает своего педагога, а бездарный педагог или ученик со временем становится менее "бездарным". Любое человеческое общение, и тем более творческое, направленное на процесс познания, является залогом развития, то есть, оно несёт в себе энергетику, которая оказывает положительное влияние на формирование личности. Возможно, что результат идеального педагогического взаимопонимания это как свет потухшей звезды, энергия от которого продолжает служить ученику вечно. Счастлив тот, кому судьба преподносит такой подарок...

   Но вернёмся к процессу далеко не идеального индивидуального музыкального урока, эффективность которого напрямую зависит и определяется взаимоотношениями между учителем и учеником, поскольку, именно отношения являются конечным воспитывающим, т.е. изменяющим личность фактором.

    Каждому педагогу-музыканту и ученику хорошо знакома та, часто возникающая на уроке атмосфера непонимания, которая отрицательно сказывается на его эффективности. И как порой сложно найти точку взаимопонимания, которая удовлетворяет обе стороны и уравновешивает творческие интересы. Мне вспоминается случай из собственного опыта, когда, придя, однажды, на урок по специальности к репетитору, я почему-то упрямо не хотела вникать в смысл сказанного педагогом и выполнять её указания. В конце урока моя учительница, Этери Александровна, закрыв ноты внимательно посмотрела на меня и спросила люблю ли я своих родителей? Ответом на столь странный вопрос был мой молчаливый и удивлённый взгляд. Однако, она всё же продолжила: "Я думаю, что нет, так как сегодняшний урок, за который платят твои родители, прошёл впустую. Если бы твоя любовь к родителям была искренней и глубокой, то и твоё отношение к занятиям было бы совсем не таким, как сегодня".

    Я вдруг представила себе своих родителей, которые усердно работали, многим жертвуя, стараясь дать нам самое лучшее образование, и мне стало так стыдно и так тяжело на душе, что я больше никогда не совершала ничего подобного. Слова моей учительницы стали важными и путеводными для всей моей дальнейшей жизни и не только учебной. Этот урок и несколько сказанных к месту слов оказались настолько сильными по своему воздействию, что даже сейчас использую их в своей педагогической практике, когда чувствую в этом особую необходимость. Как всё таки важна эта культура межчеловеческого отношения, этическая нацеленность учительского слова, умение придавать ему положительную воспитательную энергию, а не боль, обиду и разочарование. "Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей", - так говорили ещё учителя древности. (3,165).

    Опыт, накопленный музыкально-педагогической практикой констатирует о том, что эффективность педагогического взаимодействия определяется многими факторами. Среди них необходимость соответствия или близости художественных вкусов и творческих интересов. Многие педагоги-музыканты считают, что "...резкое расхождение индивидуальностей, художественных идеалов учителя и ученика, упорно препятствующее успешности занятий, и является чаще всего причиной указанных ошибок в определении данных учащегося, ошибок, от которых не застрахованы даже выдающиеся "диагносты" в области художественной педагогики. Лучшее тому доказательство - сам Лешетицкий, удаливший как безнадёжного своего ученика Задору, который, перейдя к другому педагогу (Бузони), сделался через некоторое время известным пианистом. Дело тут не в том, что Бузони был лучшим педагогом, чем Лешетицкий: скорее наоборот. Но у Задоры с Лешетицким не было достаточного художественного контакта, общего языка в музыке, который нашёлся у Задоры с Бузони. Этот пример показывает, как важно, "чтобы тот, от которого мы хотим научиться, соответствовал нам по своей художественной природе..." (4,125). Но ведь бывает, что и близкие по духу личности со временем теряют общее взаимопонимание и пути их постепенно расходятся в разные стороны, и, наоборот, часто совершенно различные по своим творческим устремлениям музыканты, с интересом прислушиваясь к друг к другу, начинают мыслить и действовать вполне гармонично. Думаю вышеуказанный пример и другие аналогичные примеры из музыкально-педагогической практики, всё же являются исключением, чем закономерностью, потому что общности интересов и взаимотворчеству мешает скорее не различие индивидуальностей и художественно-эстетических критериев, а отсутствие того межличностного этического и нравственного диалога, который так необходим процессу педагогического взаимодействия и на основе которого постепенно, на протяжении длительного периода складывается и вырастает подлинно искреннее взаимодоверие, духовное единство, дружба, а иногда даже и нечто более сильное.

   Вторым немаловажным фактором, от которого зависит эффективность педагогического взаимодействия это умение видеть и определять перспективу музыкального развития ученика, умение всегда ощущать пульс его самодвижения, одновременно видеть диалектику не только его, но и собственного развития. "На всём протяжении занятий с учеником педагогу нужно сохранять свежесть восприятия. В любой момент он должен уметь увидеть ученика как бы "вновь", иными словами, должен отбросить от себя то неизбежное привыкание, которое сопутствует непрерывной совместной работе. Он должен всегда быть чутким как к достижениям, так и к недостаткам ученика, не допускать никакой успокоенности, никакого шаблона. Поскольку педагогу приходится работать с "живым материалом", то есть с учеником, непрерывно растущим и видоизменяющимся, он никогда не может считать своё знание ученика исчерпывающим. Если изменяется ученик, то неизбежно должно измениться и представление, сложившееся о нём у педагога" (5,234). Соответственно видоизменяется и отношение к воспитаннику, которое, в свою очередь, становится импульсом приобретения у учителя нового педагогического опыта взаимоотношений. Фактически для учителя познание каждого нового ученика, также, как и для исполнителя изучение нового произведения: чем их больше (и не только в количественном, но и в качественном понимании), тем больше опыта, профессионализма и, соответственно, мастерства.

  Третьим важным фактором, обусловливающим эффективность процесса педагогического взаимодействия, является безусловно понимание и осознание учителем индивидуальности ученика. В музыкальной педагогике этот фактор глубоко и всесторонне изучен, и не требует обоснования. Однако, его часто рассматривают лишь по отношению к музыкально-психологическим данным ученика. Вместе с тем, индивидуальный подход следует осуществлять не только учитывая психологические особенности и способности ученика, но и его возрастные показатели, которые обусловлены умственными, физиологическими, психическими и другими критериями. Другими словами, взаимоотношения между учителем и его учеником претерпевают существенные изменения по мере взросления воспитанника, постепенно переходя от активного контроля и руководства к более равноправному сотрудничеству. Вполне естественно, что отношения, которые складываются в детском возрасте, видоизменяются в старшем, а на ступени высшего музыкального обучения процесс педагогического взаимодействия перерастает в творческий союз и отношения носят более коллегиальный, равноправный характер: происходит процесс совместного творческого взаиморазвития.

   Четвёртым, значимым фактором, влияющим на процесс педагогического взаимодействия, является наличие этического и нравственного потенциала в отношениях между учителем и учеником. Этика межличностного отношения на мой взгляд является одним из главных факторов, определяющих динамику всего процесса педагогического взаимодействия, без данного фактора все остальные могут терять свою дидактическую значимость. Отношения понимания и взаимного уважения складываются не только при наличии общности художественных интересов, не только с помощью целенаправленного познания-понимания личности ученика, изучения всех тонкостей и особенностей его индивидуальности, но и на основе соблюдения этики межчеловеческого общения.

   Культура слова, поведения, общения, умение чувствовать и находить в своих отношениях с учеником то необходимое равновесие между чувством и разумом, в целом оказывает самое позитивное влияние на процесс формирования взаимоотношений между педагогом и его воспитанником. Для того, чтобы занять позицию равноправного субъекта воспитания педагогу необходимо быть принятым учеником, стать значимым, личностно-авторитетным. И трудность определяется тем, что данный авторитет заслуживается с помощью собственных усилий в течение всего периода общения с воспитанником, причем перед каждой отдельно взятой личностью ученика. Педагогическая профессия предполагает не только знание предмета, но и мастерство его непосредственной передачи, для которого наличие человеческой культуры, нравственности и этики играет большую роль.

   Последним дидактически ценным фактором может стать утверждение межличностного диалога в качестве основополагающего принципа педагогического взаимодействия, который регламентирует деятельность учителя и ориентирует его на реализацию идей гуманных, равноправных, субъект-субъектных взаимоотношений. Чтобы научить, воспитать и развить ученика необходимо, прежде всего, его понять, проникнуться его мыслями и помочь ребёнку не только раскрыть свой потенциал (самореализовываться), но и успешно социализироваться в современном ему обществе.

    В настоящее время проблема педагогического диалога особо актуальна в мире образования. Усиление гуманитарной роли и значимости современного образования реализуется через утверждение позиции авторства, субъектности всех участников образовательного процесса, через признание диалога и понимания в качестве основы педагогического взаимодействия.Идеи о межличностном общении, основанном на принципах гуманизма, имеют особое значение, так как, основываясь на них можно придти к истинному взаимопониманию между педагогом и учеником, осуществить переход от доминирующего монолога к творческому диалогу. Ещё древние мудрецы рассматривали гуманность межчеловеческого общения как проявление добродетели, сдержанности, умеренности, а свершения добра и совершенствование в нём важнейшей целью всей системы обучения и воспитания: "...если дети усвоят "добрую мысль, доброе слово и доброе дело" и сделают их основой своей жизни, - цель воспитания педагоги могут считать достигнутой. Если этого нет, то вся остальная информация, сообщённая детям, будет в лучшем случае мало полезна, а худшем - станет орудием зла" (3,192).

    Таким образом, общая гуманистическая составляющая всех вышеуказанных факторов несомненна. И в этом смысле она созвучна тем демократическим и гуманистическим процессам, которые в настоящее время пытаются доминировать в образовательном пространстве с помощью внедрения и осуществления различных педагогических инноваций.

    Проблема общения, понимания и диалога, значительна и актуальна в нашем современном мировом пространстве: в её разрешении начиная с семьи, школы, общества, целых народов и государств скрыты колоссальные возможности, так как формируя и развивая у подрастающего поколения навыки и умения диалогически общаться, понимать и принимать друг друга, осознавать себя и себе подобного как часть единого и целостного мироздания, мы хотя бы пытаемся воспитать новый, более гуманный социум. Этот пафос вовсе не лишён оснований. Диалог между людьми, его воспитание, формирование, который следует начинать уже с раннего детства, поможет вырасти новому поколению людей, более гуманному и человечному, чем современное. Для человека важны не только знания и профессиональные умения их использования, но и не менее важно в насколько гуманном сознании и руках находятся вышеназванные ценности потому что, "знания и умения - это истинное богатство в руках добродетели" и в этом заключается смысл образования и цель воспитания.

    Я уверена, каждый ученик мечтает учиться у "идеального" педагога, гармонично сочетающего профессиональный и духовный потенциал, стремится получить не только систему предметных знаний, но и ощутить себя личностью, желает быть понятым своим учителем. Во все времена к профессии учителя предъявлялись особые критерии и ценности: "Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал" (6, 31). Поэтому рефреном для каждого урока должна звучать фраза: "Я хочу понять тебя и научить ....".

Литература

1. Новиков А.М. Методология образования. М.:Эгвес, 2002.
2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982.
3. Антология гуманной педагогики. Кей-Кавус. М.: Изд. Дом Ш.Амонашвили, 2000.
4. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.Музыка, 1969.
5. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. Композитор, 1983.
6. Луначарский А. О воспитании и образовании. М.1976.

Категория: Публицистика |
Просмотров: 1813 | Теги: педагогика, статья, Тамилла Кенгерлинская

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Т Е Г И
ноты хрестоматия саксофон Стравинский Бах концерт Моцарт Римский-Корсаков ансамбль пособие кларнет симфония музыкальная литература Вивальди статья Дебюсси Гайдн виолончель учебное пособие Скрипка Хор песня Бетховен Мусоргский Равель Методика Гендель Брамс Шуман Григ фортепиано Соната чайковский гобой книга лист Шуберт флейта Конкурс этюд квартет фильм Шопен балет Прокофьев видеохрестоматия абсолютный слух Рахманинов опера Глинка

КОММЕНТАРИИ
Здравствуйте. Добавили в основание по ссылке вверху поста. Перейдёте,  прокрутите в самый низ. Сборник отдельно будет, вне папок.

Здравствуйте! Не могу найти ссылку на сборник «Итальянская клавирная музыка XVI века».pdf Ред.-сост.Н.Копчевский. - М. : Музыка, 1987.

Добрый день. Всегда готовы порадовать наших пользователей сайта. Спасибо за отзыв.

Здравствуйте. Огромное Вам СПАСИБО за возможность пользоваться таким богатством. Процветания и УДАЧИ!

Приветствую Даша. Буду рад общению. Можешь поделиться простыми любимыми произведениями?) я начального уровня

Приветствую. Можете подсказать ноты к флейте поперечной, Луиджи Хьюза?

Благодарю вас, нашёл Что искал. Очень хорошие самоучители.
Буду учиться во славу Божью.

Ещё вчера добавлены были ноты в архив. Мы же писали Вам. Смотри по ссылке в посте.





  • Новые личные сообщения()



  • Copyright MyCorp © 2024