Музыка фортепианной пьесы "Острова радости" Клода Дебюсси написана под впечатлением картины французского художника Антуана Ватто. В мелодических изгибах пьесы можно услышать смех, пение, журчание ручьёв и даже стремительные весёлые танцы.
Антуан Ватто. Паломничество на Киферу. 1719. Берлин, Шарлоттенбург
Дебюсси "Остров радости" / Debussy L'isle Joyeuse Исполняет Маурицио Поллини
***
Резким контрастом к музыке Рахманинова звучит музыка Сергея Рахманинова, создавшего свой, довольно мрачный "Остров мёртвых". Музыка Рахманинова полна щемящей тоски, в ней одновременно слышатся и оцепенения безграничной печали, и бурные рыдания,
и тревожное предчувствие смерти, символизированное всё тем же Dies Irae. Источником вдохновения для Сергея Рахманинова стала черно-белая офортная гравюра, копия берлинского варианта картины Арнольда Беклина `Остров мертвых`(всего известно 5 вариантов картины). Автором офорта был никто иной, как Макс Клингер, художник не уступающий в таланте, а в силе экспрессии, даже превосходящий Арнольда Беклина. Можно смело назвать его авторскую копию самостоятельным произведением, 6 вариантом картины. Не случайно впоследствии Рахманинов, увидев оригинал `Острова мертвых`, был несколько разочарован и признался, что не цветной вариант (т.е. офорт Макса Клингера) ему нравится больше.
Арнольд Бёклин Остров мёртвых / The island of the dead Sun. Bocklin, Arnold. "Картина должна побудить к размышлениям того, кто на нее смотрит, и произвести на него впечатление, как музыкальное произведение." (Арнольд Беклин)
"Остров мёртвых" Рахманинов; Ростовский академический симфонический оркестр.
Дирижёр Валерий Хлебников.
***
"Остров мёртвых" Бёклина послужил прототипом ещё одного музыкального произведения - симфонической поэмы Макса Регера.
Это произведение - третье по счёту в цикле Макса Регера «Четыре симфонические поэмы по Арнольду Бёклину» (1913), где Регер обратился к новой для себя теме – мифологическим картинам немецкого художника-символиста. Следующие картины=части цикла: "Отшельник", "Игра в волнах" и "Вакханалия".