Кларнет.
Обязательная программа
Младшая группа
- Украинская народная песня в обработке А. Комаровского «На горе-то лён».
Николай Петрович Раков (1908—1990) — советский композитор, профессор Московской консерватории. Народный артист СССР (1989). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Н. П. Раков родился 1 (14) марта 1908 года в Калуге. Ещё в семилетнем возрасте он начал брать уроки игры на фортепьяно. Через пару лет настолько увлёкся скрипкой и так её освоил, что к своим двенадцати годам стал профессионалом, играя в калужском городском оркестре и исполняя на скрипке сложную музыку Баха. В 1926 году поступил в МГК имени П. И. Чайковского, где обучался композиции у Р. М. Глиэра и С. Н. Василенко, окончил в 1931 году. Вскоре после окончания консерватории получил в ней место профессора, в дальнейшем возглавил факультет оркестровки. С 1949 года выступает в качестве дирижёра, исполняя свои сочинения и произведения классического репертуара. Работая в консерватории в течение 58 лет, воспитал ряд известных композиторов, среди которых Э. В. Денисов, А. Я. Эшпай, В. И. Мурадели, А. Г. Шнитке, а также написал два больших пособия по оркестровке. С 1932 года преподаватель, с 1943 года профессор МГК имени П. И. Чайковского по классу инструментовки. Н. П. Раков умер 3 ноября 1990 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Творческое наследие Ракова включает в себя большое количество произведений в разных жанрах для разных инструментов. Он прославился как автор ряда сочинений для детей и юношества, но также и крупных концертных произведений, среди исполнителей которых были Д. Ф. Ойстрах, О. М. Каган и др. Раков выступал как дирижёр и пианист, часто исполняя собственные произведения.
Основное место в творчестве Ракова занимает инструментальная музыка (симфоническая и камерная), в которой композитор широко использует русский народно-песенный мелос, а также фольклор народов Советского Союза (Марийская сюита, Первая симфония (на материале напевов киргизского акына Токтогула Сатылганова), Русская увертюра, 10 фортепианных пьес на народные темы и др.). Для симфонических произведений Ракова характерны красочность, изысканность оркестрового письма; среди произведений крупной формы выделяется Первый концерт для скрипки с оркестром (1944). Композитор много работает в области инструментальной миниатюры. В его музыке преобладают лирические, светлые, мечтательные настроения; в ряде произведений воплощены образы юности (Вторая и Третья симфонии, симфониетта). Раков является создателем обширного педагогического репертуара для музыкальных школ и училищ, включающего произведения для фортепиано, струнных, духовых и народных инструментов, для различных по составу ансамблей, ученических концертов.
***
Средняя группа
- Шостакович Д. Романс из К/ф «Овод»
Прочитать о композиторе
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — советский композитор, пианист, дирижёр, педагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века. Творчество Шостаковича оказало значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
Сегодня Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов вообще, и первый среди композиторов XX века в частности. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи ужасных страданий, выпавших на XX век, где глубоко личное переплетается с трагедией человечества. Огромная композиторская техника, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владении искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения по-настоящему яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Шостакович по своей природе - художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Он - автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля - в 20-30-е гг.
Он много и упорно работал в кинематографе, сначала как иллюстратор при демонстрации немых фильмов, затем как один из создателей советского звукового кино. Его песня из кинофильма "Встречный" (1932) обрела всенародную популярность. Вместе с тем воздействие "молодой музы" сказалось и на стиле, языке, композиционных принципах его концертно-филармонических сочинений. Романс к кинофильму "Овод" - одно из наиболее популярных и любимых произведений Шостаковича.
Ансамбль скрипачей Большого театра под руководством Ю. Реентовича
Послушать:
Трио флейт:
Mariann Bánkúti, Karina Makláry, Martina Karacs (flutes) László Tarnavölgyi (piano) The Winners - DVD trailer of National Chamber Music Competition 2010 Szekesfehervar HUNGAROTON sound recording Budapest - HUNGARY, 16. 10. 2010
Овод. Художественный фильм 1955 года.
Режиссёр: Александр Файнциммер В ролях: Олег Стриженов, Марианна Стриженова, Николай Симонов, Владимир Этуш, Семен Свашенко, Павел Усовниченко, Вадим Медведев, Владимир Честноков, Рубен Симонов, Антоний Ходурский, Анна Лисянская, Григорий Шпигель, Елена Юнгер, Борис Дмоховский, Яков Малютин, Ефим Копелян, Константин Адашевский, Эммануил Геллер, Георгий Милляр, Павел Панков. Сценаристы: Виктор Шкловский, Евгений Габрилович Оператор: Андрей Москвин Композитор: Дмитрий Шостакович Художники: Евгений Еней, Белла Маневич Страна: СССР Производство: Ленфильм Премьера: 12 апреля 1955
Смотреть фильм он-лайн:
Фрагменты их Х/ф "Овод" 1980 года.
Режиссер: Николай Мащенко Сценаристы: Юлий Дунский, Валерий Фрид Оператор: Сергей Стасенко Звучит музыка Вольфганга Амадея Моцарта, Генри Перселла. Актеры: Андрей Харитонов, Сергей Бондарчук, Анастасия Вертинская, Ада Роговцева, Константин Степанков, К.Цанев, С.Добрев, Гиви Тохадзе, Картлос Марадишвили, Александр Заднепровский, Олег Чайка, Мирча Соцкий-Войническу, Алексей Колесник, Владимир Талашко.
Смотреть фрагменты он-лайн
Прочитать о композиторе.
Рихард Вагнер, полное имя Вильгельм Рихард Вагнер (22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий композитор, создатель цикла опер на сюжет германской мифологии, драматург (автор либретто своих опер), музыковед, философ, революционер. Оказал значительное влияние на европейскую культуру второй половины XIX века и первых десятилетий XX века
Вот что писал о нём Пётр Ильич Чайковский: "Как композитор, Вагнер несомненно одна из самых замечательных личностей во второй половине этого столетия, и его влияние на музыку огромно. Он был одарен большой силой музыкального воображения, он открыл новые формы своего искусства; он нашел пути, неизвестные до него; он был, можно сказать, гением, стоящим в германской музыке наряду с Моцартом, Бетховеном, Шубертом и Шуманом. "
Захватывающая сила музыки Вагнера, ее красота, оркестровые, гармонические и полифонические богатства делают творчество Вагнера драгоценным вкладом в мировую музыкальную культуру.
György Mády - clarinet
Слушать он-лайн:
Barta Bálint
Слушать он-лайн:
***
Старшая группа
Яков Георгиевич Медынь (р. 1885)— латышский, советский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, проффесор Рижской консерватории, нар. арт. Латв. ССР; один из гл. дирижеров республиканских Праздников песни. Среди соч. для хора и орк.: Песни новой жизни, Праздничная, Мир победит войну, хоры и обработки латышских народных песен а капелла; автор книги о хоровом дирижировании (на латыш, яз., 1956).
Алметева Люба - уч-ся 8 класса ССМШ при КГК
Романс слушать с 24-ой минуты концерта:
- Василенко С. Восточный танец
Сергей Никифорович Василенко (18 (30) марта 1872, Царёвка — 11 марта 1956, Москва) — российский и советский композитор, дирижёр и педагог. Профессор Московской консерватории свыше 40 лет, народный артист РСФСР (1940), народный артист Узбекской ССР, доктор искусствоведения. Родился 18 (30) марта 1872 года в деревне Царёвка (ныне Долгоруковский район Липецкой области) в семье управляющего имениями. Серьёзно обучаться музыке начал с 1888 года, стал брать частные уроки у Ричарда Ноха, затем — у Александра Гречанинова (теория музыки), Георгия Конюса (композиция) и Сергея Протопопова (гармония). Но по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета (учился там в 1891—1896 году).
Встреча с П. И. Чайковским оставила большое впечатление, и планы юноши переменились. В 1895 году он, оставив университет, поступает в Московскую консерваторию. В мае 1901 года он её оканчивает с золотой медалью (по классам контрапункта и фуги у Сергея Танеева, композиции у Михаила Ипполитова-Иванова и дирижирования у Василия Сафонова) и путешествует по Турции, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, посещает Германию, Голландию, Норвегию, Египет.
В 1903—1905 годах был дирижёром Московской частной оперы Мамонтова, в 1907 организовал цикл общедоступных «Исторических концертов» и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907 году получил место профессора оркестровки и композиции в Московской консерватории, работал на этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941—1943 годах). С 1918 года организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве, в 1925 принимал участие в организации радиотрансляций классической музыки. Совместно с Мухтаром Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием первой узбекской оперы «Буран». За годы работы в Московской консерватории воспитал ряд известных музыкантов, среди которых А. В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов и др. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Ранние сочинения Василенко отмечены влиянием русского фольклора и старообрядческих напевов, с 1906 года прослеживается связь творчества композитора с поэзией символизма (оркестровые пьесы «Сад смерти» и «Полёт ведьм», романсы на стихи Блока и Брюсова), между 1910 и 1920 он начинает интересоваться народной музыкой Востока и уже в советское время неоднократно использует её мотивы в своих произведениях (балеты «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»). Его произведения отличаются богатой колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазии музыкой. Василенко — автор учебного пособия «Инструментовка для симфонического оркестра» и книги воспоминаний, вышедшей в Москве в 1979 году. За вклад в развитие узбекской музыки композитору в 1939 году было присвоено звание Народного артиста Узбекской ССР, в 1947 году он получил Сталинскую премию.
|