Саксофон.
Обязательная программа
Младшая группа
О композиторе прочитать можно здесь.
Жан-Батист Люлли (фр. Jean-Baptiste Lully [???batist d? ly?li], Джова?нни Батти?ста Лу?лли (итал. Giovanni Battista Lulli); 28 ноября, 1632, Флоренция — 22 марта, 1687, Париж) — выдающийся музыкант, композитор, дирижер, скрипач, клавесинист - прошел жизненный и творческий путь чрезвычайно своеобразный и во многом характерный для своего времени. Как исполнитель, Люлли стал основателем французской скрипичной и дирижерской школы. О его игре сохранились восторженные отзывы нескольких выдающихся современников. Его исполнение отличалось легкостью, изяществом и в то же время чрезвычайно четким, энергичным ритмом, которого он придерживался неизменно при интерпретации произведений самого различного эмоционального строя и фактуры.
Но наибольшее влияние на дальнейшее развитие французской школы исполнения оказал Люлли в качестве дирижера, притом в особенности дирижера оперного. Здесь он не знал себе равных. Быстро завоевав расположение короля, Люлли получил должность «придворного композитора танцевальной музыки» и возглавил оркестр «Шестнадцать скрипок короля» (Petits Violons); в 1662 получил титул королевского капельмейстера (matre de la musique). В 1661 он стал французским подданным, и через 11 лет ему была отдана монополия на постановку опер в парижской Королевской академии музыки (основана в 1668, позднее – парижская «Опера»). К тому времени Люлли был автором примерно двух десятков балетов и музыки к десятку комедий с танцами (comdie-ballets), созданных в содружестве с Мольером.
Для творчества Люлли характерны доступность и ясность в сочетании с мастерским использованием законов сцены. Его оркестр славился изяществом игры: Люлли избегал модной в то время преувеличенной орнаментики и предпочитал простоту выражения и техническое совершенство. По королевской привилегии он получил исключительные художественные и материальные права в оперном жанре и создал 14 больших трагических опер, все – на либретто неизменного сотрудника Люлли, поэта Ф.Кино. Начиная с первой своей лирической трагедии, Кадм и Гермиона (Cadmus et Hermione, 1673), и вплоть до последнего сочинения этого жанра, Армиды и Рено (Armide et Renaud, 1686), Люлли демонстрировал умение ярко выражать чувства своих героев, выявлять в музыке сюжетный смысл их слов и действий и добиваться художественной целостности произведений. Композитор создал жанр т.н. французской увертюры (возможно, ведущей происхождение от венецианской оперы): медленное вступление, имитационно-полифоническая быстрая часть и медленное заключение. Кроме сценических произведений, Люлли сочинял церковную и инструментальную музыку.
Менуэт.
Das Menuett des Lully Der Burger als Edelmann Kamersymphonie Berlin
9 июля 2009 года, Сантори Холл, Токио, Япония. Бис после 7 и 5 симфоний
Бетховена. Дирижер Михаил Плетнев, Российский Национальный оркестр.
***
Средняя группа
- Мусоргский. Старый замок.
Прочитать о цикле "Картинки с выставки"
Глубокопоэтична картинка «Старый замок». Воображению рисуется средневековый замок и поющий перед ним странствующий рыцарь-трубадур. Льется проникновенная печальная мелодия — одна из лучших среди инструментальных тем Мусоргского. Она повествует о давно прошедшем, невозвратном.
Il vecchio castello (итал. Старый замок). Соль-диез минор. Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). В каталоге выставки такое произведение не значилось. У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль. Мелодическая линия построением фраз напоминает живое пение, остинатный бас передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке или другом старинном инструменте. В оркестровке Равеля мелодию играет альт-саксофон, появляясь здесь единственный раз на протяжении цикла.
Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».
Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.
Об оркестровке Равеля
Внимание Мориса Равеля к «Картинкам с выставки» привлёк его друг М. Д. Кальвокоресси. В 1922 году Равель рассказал Сергею Кусевицкому о малоизвестных тогда «Картинках с выставки» и попросил его заказать ему оркестровку цикла. Кусевицкий загорелся этой идеей, и Равель выполнил работу летом 1922 года в Лион-ла-Форе (Lyons-la-Foret). Премьера оркестровой версии, на которой дирижировал Кусевицкий, состоялась в Париже 19 октября 1922 года[14]. Благодаря оркестровке Равеля, а также частому и блестящему их исполнению оркестрами под управлением Кусевицкого, «Картинки» стали неотъемлемой частью оркестрового репертуара. Первая грамзапись вышла в 1930 в исполнении Бостонского симфонического оркестра под управлением Кусевицкого.
Некоторые дирижёры вносили в оркестровку Равеля свои изменения; среди них Артуро Тосканини и Николай Голованов. Несмотря на то, что Равель был не первым и не последним оркестровщиком «Картинок», его работа многими считается непревзойдённой. Она удачно сочетает техническое мастерство, творческое вдохновение и заботу о передаче идей оригинала. В то же время сама идея альтернативы равелевской трактовке привлекает внимание ряда специалистов — так, Леонард Слаткин исполнил и записал с Симфоническим оркестром BBC компиляцию, в которой для каждого номера в цикле использована оркестровка другого автора.
Российский Национальный оркестр, Дирижер - Михаил Плетнев. Концерт в Кельне, Германия. Апрель 2004 года.
Смотреть и слушать с 5-ой минуты
Orchestra Sinfonica della RAI - 09/11/2006 - Direttore: D.Kitaenko - Solista: M.Giovannelli
Scottsdale Arts Orchestra live in concert. Brett Robison, conductor. La
Casa de Cristo Lutheran Church, Scottsdale, AZ. April 25, 2010.
***
***
- Джадзотто. Адажио Альбинони.
Джадзотто, Ремо (итал. Remo Giazotto; 4 сентября 1910, Рим — 26 августа 1998, Пиза) — итальянский композитор и музыковед. С
1932 г. музыкальный критик журнала «Итальянское музыкальное обозрение»
(итал. Rivista musicale italiana), в 1945—1949 гг. его редактор; с 1967
г. соредактор «Нового итальянского музыкального обозрения». С 1949 г.
директор камерно-музыкального вещания на радиостанции RAI, в дальнейшем
занимал другие ответственные должности в системе итальянского
радиовещания. В 1957—1969 гг. профессор истории музыки в университете
Флоренции. Автор биографий ряда
итальянских композиторов: Томазо Альбинони (1945), Ферруччо Бузони
(1947), Джованни Баттиста Виотти (1956), Алессандро Страделлы (1962),
Антонио Вивальди (1965). Написал также книги «Музыкальная драма в Генуе в
XVII—XVIII вв.» (итал. Il melodramma a Genova nei secoli XVII e XVIII;
1941), «Итальянская музыка в Лондоне во времена Пёрселла» (итал. La
musica italiana a Londra negli anni di Purcell; 1955) и др.
Особую
известность Джадзотто принесла публикация в 1958 г. его композиции для
органа и струнных, так называемого Адажио Альбинони, быстро приобретшего
чрезвычайную популярность. В дальнейшем было установлено, что это
сочинение было написано самим Джадзотто
Об Адажио Альбинони
Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна
San Francisco saxophone quartet version
Саксофон и орган (Ж.П.Рорив и А. Лампройе)
***
Старшая группа
Эжен Бозза (или Боцца; фр. Eugène Bozza; 4 апреля 1905, Ницца — 28 сентября 1991, Валансьен) был блестящим студентом Парижской консерватории, получивший Первые премии как скрипач (1924), дирижер (1930), по композиции (1934), а также Гран-При-де-Рим. Он дирижировал оркестром Опера-Комик до 1948 года; затем он стал ректором консерватории в Валансьен. Его произведения включают несколько опер, балетов, крупномасштабные симфонические и хоровые произведения. Но свою известность во всем мире он получил главным образом благодаря его многочисленным камерным произведениям, написанным для различных составов, преимущественно для духовых инструментов.
Матвей Шерлинг 11 лет (альт-саксофон) - Лауреат I премии
Laura Petek-кларнет
***
|