Звуки надеждыЧетверг, 18 Апреля 2024, 17.14.16

Приветствую Вас Гость | RSS
ГЛАВНАЯ | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Меню сайта

Категории раздела
История [8]
Рецензия [3]
Монография [10]
Публицистика [23]
Интервью [4]

П О И С К

Библиотека
[Рабочие тетради]
К.В.Барас. Домашние задания по сольфеджио для 1, 2...
[Хрестоматия]
Мировая культура в зеркале музыкального искусства....
[Книга]
Овчинникова Т. Симкина А. Музыка Движение Воспитан...
[Фортепиано]
Самоучители. Хрестоматии. Пособия по игре на форте...
[Методика]
Баренбойм Путь к музицированию
[Фортепиано]
Форсс Карл-Йохан. Ремонт пианино и роялей.
[Труба]
Весь этот джаз

Фонотека
[Видеохрестоматия]
Абсолютный слух Избранное Продолжение (Выпуски 224...
[Ансамбль]
Песни и танцы Народов СCCP в 5 дисках
[Оркестр]
Георгий Свиридов. "Метель", "Время,...
[Фильм]
Как устроена музыка с Говардом Гудалом / How music...
[Видеохрестоматия]
Абсолютный слух Избранное Продолжение (Выпуски 194...
[Видеохрестоматия]
Великая музыка великих городов. Выпуски 1 - 26.
[Опера]
Иоланта. Фильм-опера

Видеозал
[Фильм]
Бах и Гендель. Фильм "Ужин в четыре руки"
[Разное]
MSMUSICA
[Видеохрестоматия]
Видеохрестоматия по классической музыке.

Форум
СРОЧНО!!! ищу ноты для хора Культуру окультуривать К реализации Федерального закона Открытое письмо Путину и др Такси в Крыму

Доска объявлений
Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Библиотека » Статьи » Публицистика

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ // Инна Исакова


   Что отличает хорошего музыканта? Умение передавать глубокую эмоционально насыщенную информацию через отточенную технику.

   К этому многие музыканты идут годы, но как часто мы видим «спортсменов от музыки» -  техническое совершенство на фоне бедной выразительности. Упущена главная составляющая, цель музыкального развития.

   С годами техническое мастерство, технический музыкальный прогресс идут вперед, сейчас подростки играют труднейшие программы, требования и конкуренция возрастают. Выигрывают же самые музыкальные исполнители.

   Увлеченные идеей раннего музыкального развития, мы задаемся вопросом: а можно ли культивировать именно музыкальность у маленьких детей так, чтобы передача образов и эмоций через музыку стала для них простой и естественной с самых первых шагов в музыке и на всю жизнь? (Известно, что навыки и понятия, приобретенные ребенком до 5 лет, будут основополагающими для него на всю жизнь, во многом определяют его характер и поведение.)

 Не секрет, что очень часто в традиционном школьном музыкальном обучении над трактовкой музыкального произведения начинают работать после освоения необходимых технических навыков. Если же что-то не получается, то часто вообще музыка остается «за бортом». Как не допустить такой печальной картины?

Нужно отметить, что не только профессиональные музыканты нуждаются в умении выражать свои эмоции и образы через музыку. Для домашнего музицирования это является главным условием, иначе оно просто теряет всякий смысл. Умение и привычка выражать свои эмоции через музыку могут стать незаменимым терапевтическим средством против жизненных сложностей и помогают обрести душевное равновесие.

Итак, мы говорим о возрасте от 2х до 5ти лет, когда главная движущая сила развития ребенка – это  игра. Эмоции малышей непосредственны, выражать их по любому поводу естественно для этого возраста. При прослушивании музыки ребенок будет испытывать яркие эмоции, но мы сейчас говорим о задаче активного музицирования.

Казалось бы, до него еще далеко, ведь дети не играют ни на каком музыкальном инструменте, а самые талантливые из них только начинают обучение музыке и пока не владеют достаточным набором технических навыков.

Но кто сказал, что музыка – это только то, что записано нотами?

Мы предлагаем методику игр-импровизаций на клавишах, доступных любому малышу. Совершенно неважно, какие ноты при этом будут использоваться, главными средствами выразительности станут высотные регистры, длительности звуков и характер исполнения.

Испытав определенные эмоции при исполнении импровизированной музыки, ребенок запомнит их и сохранит в дальнейшем, когда будет играть по нотам и при более профессиональном импровизировании. Это интересный феномен, о котором говорят духовные учителя: одно из самых интересных явлений... - это то, что духовное ощущение не забывается. То, что ты наиграл, прочувствовал однажды, остаётся в ощущениях и потом в любой момент можно повторить это ощущение без предварительного "вспоминания". Этим чувством потом можно свободно "манипулировать", создавая разные и тончайшие оттенки этой эмоции.

Для младшего возраста, как уже говорилось выше, характерно конкретное восприятие, поэтому необходимо присутствие персонажей. Чаще всего в этой роли будут выступать игрушки, но возможно это будут люди и животные, знакомые ребенку, также с успехом могут быть использованы иллюстрации к детским книжкам.

На клавишах (это самый доступный ребенку инструмент, вместе с тем имеющий массу средств выразительности в отличие от детских ударных инструментов, например, ксилофона) организуется музыкальный импровизационный театр.

Роль педагога в этом процессе первостепенна, потому что всякая импровизация должна иметь под собой прочную смысловую базу. В данном случае ставится задача через игру заложить основы ритмики, различия регистров, сочетания одноголосия и многоголосия, видов прикосновения (штрихов), а главное – непосредственности исполнения, эмоционально привязанного к сюжету.

В таком «театре» очень хороша импровизационность сюжетов, когда ребенок активно участвует в создании образов и чувствует радость от творческого процесса. Очень важно дать ему в самом раннем возрасте ощущение самостоятельного творчества, поддержать и развить детскую фантазию и направить ее в сторону музыки.

Как в этом возрасте формируется речь? Ребенок слышит разговоры взрослых, слушает сказки, смотрит мультфильмы и пр. Формируется пассивный запас слов, который постепенно переходит в актив – ребенок начинает отвечать, задавать вопросы, а затем сам что-то рассказывать, фантазировать, сопровождать свои игры комментариями.

По сути это речевые импровизации с использованием знакомого словарного запаса и основанного на собственных эмоциях и образах.

Тот же процесс развития мы попытаемся перенести в музыку.

Слушание «взрослой» музыки сопоставим с взрослой речью, которая будет пока до конца не понятна, однако насыщена эмоциями, воздействующими на психику в первую очередь (мало эмоциональная музыка вряд ли будет привлекать малыша). Отдельные слова-интонации при этом будут откладываться в пассивный запас слов при многократном прослушивании.

Общение же с педагогом музыки можно сопоставить с родительским влиянием, когда родители говорят с малышом на понятном ему языке и ждут от него ответной словесной реакции, то есть формируют активный запас слов.

Основные приемы и этапы активного речевого развития:

- повторение слов и фраз за взрослыми

- односложные ответы на вопросы типа: кто? что? где?

- выучивание наизусть стихов и песенок

- дополнение фраз (особенно рифмованных) логичным окончанием

- более развернутые ответы на вопросы после прочтения книжек

- совместное сочинение историй, сказок или рифмовок

- разговоры на различные темы

Обратите внимание на то, что при этом любой родитель инстинктивно преувеличивает свое эмоциональное исполнение или разговор с малышом, ведь это так естественно, чтобы вызвать его улыбку или ответную реакцию. Речь замедляется, а эмоции становятся яркими и выпуклыми, как под увеличительным стеклом и часто сопровождаются движениями или жестами. Это именно то, что нужно для лучшего усвоения материала в младшем возрасте.

В нашем случае «набором слов» станут различные ритмические фигуры, исполненные различными штрихами в различных регистрах. Ритмические фигуры будут соотнесены со словами персонажей или с характером их движения.

Например, обезьяна (малая октава) будет медленно и тяжело прыгать:

 

И сердиться: где мой банан?

 

А мышонок (последняя октава) будет испуганно пищать: я не знаю.

 

В другом случае мышонок будет выглядывать из норки перед прогулкой, разведывая обстановку:

Кто тут есть? Кошка тут?

А затем отправится в гости к обезьяне или к медведю по ступенькам вниз:

Кошки нет! Я иду гулять!

 

Очень важно то, что параллельно с запасом музыкальных паттернов, которые послужат впоследствии материалом для более сложных и осмысленных импровизаций, формируется исполнительский аппарат.

При таких детских импровизациях ученик сидит на коленях у учителя, который играет его руками поначалу все, а затем только подает идеи исполнения и поправляет в случае надобности.

Ненавязчиво, без теоретических объяснений постановки, на этом этапе возможна «лепка» рук: контроль свободы плеч, расслабление рук и передача их правильных и техничных движений.

 

Каждый персонаж соотнесен с определенной октавой, в начале их не должно быть слишком много. Вначале по характеру звучания, а затем запоминая звуковысотность каждой октавы, ребенок формирует понятия «высоко-низко» и «выше-ниже». Он начинает определять их на слух в парах, диапазон таких пар постепенно сужается до пределов одной октавы (в конце концов останавливаясь на первой), в которой начинается второй этап активного музицирования – пение.

Не будем сейчас касаться развития чистоты интонирования, это отдельная тема. Здесь же необходимо отметить, что в пении маленький ребенок наиболее активно и осознанно может музицировать, используя не ноты, а способность понимать мелодию на слух и воспроизводить ее голосом по памяти.

На более высоком уровне развития гармонического слуха возможна импровизация голосом. К этому нужно стремиться в музыкальном развитии ребенка, т.к. умение импровизировать голосом говорит о высоком качестве музыкального мышления и подсознания, которое можно соотнести с умением ребенка говорить, общаться на музыкальном языке.

Очень важно то, что и в пении знакомых песен, и в импровизации ребенок может свободно выражать свои эмоции. Педагог может работать над воспитанием таких главных музыкальных понятий, как чистота интонации, фразировка, динамика, выразительность и образность.

Впоследствии все эти понятия и ощущения с легкостью будут перенесены в игру на музыкальном инструменте, подобно тому, как дети-билингвы легко учат второй (параллельный) язык, владея смыслом слов на одном (материнском) языке.

Еще одним важнейшим аспектом является то, что с вокальным детским репертуаром ребенок может рано начать выступать перед публикой. Закладываются основы артистизма, умения и желания обмениваться своим эмоциональным настроем со слушателями.

На фоне довольно распространенной «болезни сцены» среди взрослых музыкантов и учащихся музыке ранние навыки артистизма невозможно переоценить. В младшем возрасте дети очень любят выступать перед родителями и друзьями, получая ответные восторженные отзывы. Тем же детям, которые более стеснительны и замкнуты от природы, рекомендуется пение в группе – там они тянутся за лидерами и чувствуют более сильную энергетику и поддержку товарищей, отчего приобретают уверенность и желание выступать.

Излишне говорить, что всяческие попытки ребенка музицирования и публичного выступления должны быть горячо поддержаны взрослыми, в первую очередь родителями.

Роль родителей в музыкальном воспитании их чада не должна сводиться лишь к приведению его на уроки музыки. Искренняя заинтересованность в процессе занятий, а также личный пример будут очень хорошо влиять на малыша. Присутствуя на уроках музыки вместе с ребенком, родители могут осмысливать и применять к себе идеи и приемы музицирования. Малыши энергетически тесно связаны с родителями, особенно с матерью, и подсознательно будут «считывать» усвоенную мамой информацию, что сделает процесс усвоения материала ярче и активнее.

Огромную роль для эмоционального развития ребенка играет и общее его развитие. Запас понятий и сюжетов сказок из детских книг и фильмов дает педагогу музыки большую свободу в музыкальных импровизациях на различные сюжеты, поэтому раньше других будут музыкально развиваться дети с высоким общим уровнем развития.

Если малыш начинает обучение на музыкальном инструменте до 5-6 лет, то образное преподавание материала и сюжетное мышление – это залог успеха и любви к инструменту.


/ Инна Исакова

Категория: Публицистика |
Просмотров: 2412 | Теги: Инна Исакова, музицирование, раннее обучение

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Т Е Г И
ноты хрестоматия саксофон Стравинский Бах концерт Моцарт Римский-Корсаков ансамбль пособие кларнет симфония музыкальная литература Вивальди статья Дебюсси Гайдн виолончель учебное пособие Скрипка Хор песня Бетховен Мусоргский Равель Методика Гендель Брамс Шуман Григ фортепиано Соната чайковский гобой книга лист Шуберт флейта Конкурс этюд квартет фильм Шопен балет Прокофьев видеохрестоматия абсолютный слух Рахманинов опера Глинка

КОММЕНТАРИИ
Здравствуйте. Добавили в основание по ссылке вверху поста. Перейдёте,  прокрутите в самый низ. Сборник отдельно будет, вне папок.

Здравствуйте! Не могу найти ссылку на сборник «Итальянская клавирная музыка XVI века».pdf Ред.-сост.Н.Копчевский. - М. : Музыка, 1987.

Добрый день. Всегда готовы порадовать наших пользователей сайта. Спасибо за отзыв.

Здравствуйте. Огромное Вам СПАСИБО за возможность пользоваться таким богатством. Процветания и УДАЧИ!

Приветствую Даша. Буду рад общению. Можешь поделиться простыми любимыми произведениями?) я начального уровня

Приветствую. Можете подсказать ноты к флейте поперечной, Луиджи Хьюза?

Благодарю вас, нашёл Что искал. Очень хорошие самоучители.
Буду учиться во славу Божью.

Ещё вчера добавлены были ноты в архив. Мы же писали Вам. Смотри по ссылке в посте.





  • Новые личные сообщения()



  • Copyright MyCorp © 2024