Игорь Cтравинский - История солдата. Симфония в трёх движениях. Дирижёр - Геннадий Рождественский
01 Сентября 2012, 18.14.41
Игорь Стравинский (1882-1971)
Первая мировая война застала Игоря Стравинского в Швейцарии. Именно там у него возникла идея написания «Истории солдата». Швейцарский поэт и прозаик Шарль-Фердинанд Рамю написал либретто с французского перевода русской народной сказки из собрания А.Н. Афанасьева, который сделал сам Стравинский, Трудно сказать, какую именно сказку взял за основу Стравинский - «Солдат-скрипач и нечистый» или «Солдат-скрипач и чёрт», - потому что в итоговом тексте содержатся сюжетные линии обеих. В итоговой пьесе появились три персонажа: Солдат, Чёрт и Рассказчик (была ещё и Принцесса, но она только танцевала). Музыкальная часть была написана для семи инструментов (кларнет, фагот, корнет, тромбон, скрипка, контрабас и ударные). Причём на ударных выучился играть сам композитор. С таким компактным и мобильным коллективом было нетрудно отправиться в турне по Европе, где война всё ещё продолжалась. Премьера состоялась 28 сентября 1918 в Лозанне, оркестром дирижировал Ансерме и представление имело большой успех. Это уникальное по своей жанровой принадлежности произведение: и пантомима, и балет, и инструментальная сюита из современных танцев, в том числе танго. Музыка «Истории Солдата» построена наподобие танцевальной сюиты эпохи барокко, но вместо чопорных старинных танцев — аллеманды, сарабанды, паваны — фокстрот, танго, и даже рэгтайм. Музыкальная часть была написана для небольшого инструментального ансамбля. Стравинский сознательно отказался от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов, его стиль становится более строгим, аскетичным. На музыкальный стиль партитуры «Истории солдата» повлияло — и в этом откровенно признается И.Стравинский - знакомство с американским джазом. «Джаз означал совершенно новое звучание моей музыки, и «История солдата» отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой, которой я был воспитан…» Сюжет "Истории" такой: Бедный Солдат возвращается домой с войны, вещей у него – котомка да скрипка. По дороге он встречает переодетого Черта, который выменивает у него скрипку на книгу, способную якобы сделать Солдата счастливым и богатым. (То есть, еще один вариант вечной фаустовской темы.) Черт просит Солдата остаться на три дня, чтобы научить его играть на скрипке, тот соглашается, но потом, вернувшись, наконец, домой, понимает, что отсутствовал три года... Никто его не узнает, а его невеста за это время вышла замуж за другого... Понятно, что волшебная книга счастья Солдату не приносит, и история, вопреки законам сказочного жанра, кончается печально: нечистая сила, хоть и не сразу, но побеждает, и в финале звучит Триумфальный марш Черта, а солдат попадает в ад. Симфония в трёх частях - одно из наиболее примечательных произведений Стравинского - создана в 1945. Это пятая симфония Стравинского (до нее появились: в 1907 году - симфония Ми минор, в 1920 - Симфония для духовых инструментов памяти Дебюсси, в 1930 - Симфония псалмов, в 1940 - Симфония in C). Она написана по заказу Симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии, в исполнении которого прозвучала впервые 24 января 1946 года. Начало ее сочинения относится к 1942 году и сходно с историей возникновения балета «Петрушка» - замысел возник в виде фортепианного концерта, и уже созданные разделы его музыки послужили основой Симфонии, когда в 1945 году, получив заказ, композитор приступил к ее написанию. Этим, по-видимому, и объясняется наличие в партитуре фортепиано, его активная, часто солирующая роль (особенно в первой части), как и трехчастная композиция цикла, необычная для симфонии, но характерная для инструментального концерта. В этом сочинении особенно ярко проявились отличные черты таланта композитора. Выраженные ранее в различных произведениях Стравинского, они собраны в фокусе его Симфонии в трех частях. Это произведение зрелой мысли и неистощимого темперамента художника в новом стилистическом единстве суммирует черты всех предшествовавших этапов его творчества: оно сочетает в себе стихийную силу «Весны священной», характерность и остроту ритмов «Петрушки», мелодическую непринужденность «Игры в карты», пластичность использования духовых инструментов Концертино и «Истории солдата», экспрессивность Симфонии псалмов и умиротворенную возвышенность «Аполлона Мусагета». Новое в выразительности Симфонии - драматический лиризм, ранее не свойственный Стравинскому и напоминающий о том, что это произведение создано в конце Второй мировой войны. Сам композитор свидетельствует: «Симфония не имеет никакой программы, было бы напрасно искать таковую в моем произведении. Однако возможно, что впечатления нашей тяжелой эпохи, с ее стремительно меняющимися событиями, с ее крайним напряжением и, наконец, некоторым просветлением, оставили след в этой симфонии».
"История солдата", cказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая. Сюита (1918)
I. Марш (1:35) II. Сцена №1 (скрипка солдата) (2:44) III. Сцена №2 (пастораль) (2:32) IV. Королевский марш (2:31) V. Маленький концерт (2:57) VI. Три танца (танго, вальс, регтайм) (6:29) VII. Танец чёрта (1:20) VIII. Хорал (2:52) IX. Триумфальный марш чёрта (2:04)
Ансамбль солистов Государственного симфонического оркестра: Лев Беленький, скрипка Георгий Вьюниковский, кларнет Иван Лаптев, фагот Лев Володин, труба Константин Ладилов, тромбон Альберт Пегин, контрабас Руслан Никулин, ударные Дирижёр Геннадий Рождественский. Звукорежиссёр И. Вепринцев Запись сделана 12 сентября 1963 г.
Симфония В 3-х частях (движениях) соч.1945г.
I. Quarter Note = 160 (9:52) II. Andante III. Con moto (11:34) Симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр Геннадий Рождественский. Звукорежиссёр А. Гросман. Запись сделана 24 февраля 1962 г.