Шарль Кёклен - Камерная музыка: cочинения для скрипки, альта, флейты, виолончели, кларнета и фортепиано
12 Июля 2011, 17.16.46
Charles Koechlin (1867-1950)
Шарль Кёклен - французский композитор, музыковед, теоретик и педагог. Окончил Парижскую консерваторию в 1897 году, учился у Жюля Массне, Андре Жедальжа и Габриэля Форе. До конца 1920-х годов Кёклен был одним из лидеров парижской музыкальной жизни. Вместе со своими товарищами по консерватории Морисом Равелем и Флораном Шмиттом в 1909м принимал участие в основании Независимого музыкального общества, которое было своего рода оппозицией к консервативному Национальному обществу, находившемуся под началом Венсана д'Энди. В 1913м по просьбе Клода Дебюсси оркестровал музыку к балету "Камма", а в 1918 году Эрик Сати пригласил его вместе с Русселем, Мийо и некоторыми другими в группу композиторов "Новые молодые", однако этот проект остался неосуществлённым. К концу 30х Кёклен стал больше известен как теоретик и общественный деятель, чем как композитор. В 1937м после смерти Русселя возглавил французскую Федерацию народной музыки. Развитие коммунистических взглядов композитора выразилось в активной деятельности в музыкальном комитете Ассоциации "Франция-СССР" (хотя сам он никогда не состоял в партии). Кроме того, Кёклен, всегда положительно относившийся к новейшим течениям в искусстве, руководил французской секцией Международного общества современной музыки и активно поддерживал музыку молодых композиторов. Из поздних его работ известны цикл симф. поэм "Книга джунглей" по Киплингу, воспевающих природу и ее обитателей - Маугли и его четвероногих друзей и "Симфония семи звезд", каждая часть которой посвящена одной из звезд мирового кино - Грете Гарбо, Марлен Дитрих итп., а самая значительная часть - Чарли Чаплину, главная тема как раз построена на буквах его имени. Кеклен - автор многочисленных сочинений во всех жанрах, также ему принадлежат работы по гармонии, полифонии, книги о Дебюсси, Форе и др. Известен и как педагог, среди его учеников - Франсис Пуленк, Жермен Тайфер и Анри Соге. Несмотря на проведение в конце 40х фестиваля музыки Кёклена, а также получение им нескольких престижных премий, лишь в 1960-х годах его музыка вновь начала завоёвывать признание.
Кратко о произведениях: Соната для альта и фортепиано (1915) - тонкая, наполненная трагическим чувством и меланхолической красотой работа, с безумным скерцо, вполне соотвествующим времени написания сочинения. Посвящена Дариюсу Мийо - протеже Кёклена, он был первым исполнителем партии ф-но. Соната для скрипки и фортепиано (1916-17) тоже исключительной красоты вещь с успокаивающей музыкой, здесь Кёклен простым, без прикрас языком, соединённым с гармониями неслыханной изысканности говорит об очень важных для каждого человека вещах. Эти две и виолончельную сонату (1917 года) критики из-за привлекательной уютности их музыки определяют как сочинения в традициях Форе, но с приставкой "пост". "Пейзажи и Марины" для ф-но, флейты, кларнета и двух скрипок (1915) - сюита музыкальных картин, рассказ о сентиментальной поездке к морю в 12-ти эпизодах (первоначально были написаны для фортепиано, в последний год жизни композитор сделал переложение для камерного ансамбля). Эти пьесы, несомненно близкие классическим морским образам Дебюсси - образец инструментальной ясности. В 1919 году Кёклен завершил, начатый в 1913 году фортепианный цикл "Персидские часы". Композитор никогда не был в Персии (современный Иран), он базировал свои впечатления на книге Пьера Лоти "В Испагань" (1904), повествующей об экспедиции в эту загадочную страну сказок и преданий. Музыка цикла - решительно импрессионистская, заполненная экзотическими цветами. Все 16 пьес сюжетно связаны и рассказывают о двух с половиной днях в Персии. Первые пьесы изображают ночь перед отъездом и караван, путешествующий в течение ночи, затем его прибытие в город и различные впечатления от города - захватывающее описание улиц, воспоминания о свиданиях с томными персиянками при лунном свете на террасах, утренних персидских песнях, о розах на полуденном солнце и мраморном фонтане. Цикл заканчивается описанием кладбища вечером, дервишами в ночи и лунным светом на пустынной площади. Завершается сочинение той же самой сказочной музыкой, с которой всё начиналось - снова кто-то собирается в путь... Фортепианный цикл "Старый дом в деревне" (1932-33) и написанные раньше Четыре сонатины (1924) навеяны впечатлениями из детства, но только с точки зрения взрослой жизни. В этих пьесах, как мимолётные капризы мелькают воспоминания о детских забавах, об уроках игры на фортепиано, незатейливые мелодии простых песен, мотивы любимых сочинений классиков 18-ого столетия и друзей-импрессионистов В 1934-35 гг. Кёклен сочинил две серии пьес под названием "Альбом Лилиан": Iй - для фортепиано, сопрано и флейты, IIй - для ф-но, флейты, волн Мартено и клавесина. Это своего рода призрачные фантазии, вдохновлённые фильмами Лилиан Харви - любимой актрисы Кёклена. Ссылки на фильмы с её участием разбросаны в 11 пьесах, а музыка звуками провозглашает то упоение-восхищение, то сентименты в опереточном духе, то дружескую иронию (в пьесе про рекламу мыла), и даже отчаяние (в "Слезах", Pleurs). Второй альбом не столь сентиментален, как первый, он глубже и контрастнее, там звучат неспешные ритмы кубинских танцев с импрессионистким уклоном, хабанера, баркаролла, тихий вой волн Мартено и нежное позвякивание клавесина, лёгкий гротеск в "Играх клоуна", а торжественный финал изображает процессию, движущуюся к некому священному месту, возможно к дому актрисы. В конце 30х появится ещё один цикл для киноактрисы - "Танцы для Джинджер Роджерс" (1937-39), Медленный танец из этого цикла (пьеса номер 2) звучит практически как четвёртая гимнопедия Сати. Интересен, написанный в 1936 квинтет "Primavera" с вполне соответствующей названию сочинения весенней музыкой, первый квинтет (1921) - наиболее радиальное сочинение Кёклена, местами близкое к атональности В сюите "К солнцу" для волн Мартено соло (1939) непривычный воющий потенциал этого инструмента держится Кёкленом под контролем с помощью напевающей дамы-ностальгии. Эти семь поэтичных пьес с водной тематикой, сиренами и прочим были написаны во время морского путешествии из Марокко во Францию. Красивые звуки "божественного трубопровода" прерываются лишь однажды - в неназванной странно короткой 5й части
Шарль Кёклен:
«В моей музыке используются самые разнообразные технические средства в зависимости от произведения, которое я пишу…У меня встречаются даже одноголосные сочинения, когда музыкальная фраза настолько сильно во мне поет, что даже не нуждается в гармонии. Это прекрасный отдых от сложных гармонических звучаний. Я пишу просто тогда, когда иначе не пишется»
Paysages et Marines pour piano, flute, clarinette, deux violons alto et violoncelle (1917)
1 Sur la falaise] (1:47) 2 Matin calme (2:09) 3 Promenade vers la mer (1:42) 4 Le chant do chevrier (1:54) 5 Soir d'ete (2:22) 6 Ceux qui s'en vont pкcher au large, dans la nuit (2:28) 7 Soir d'angoisse (0:47) 8 La chanson des pommiers en fleur (0:58) 9 Paysage d'octobre (1:54) 10 Chant de pкcheurs (1:23) 11 Dans le grandes champs (1:54) 12 Poeme virgillien (2:12)
CD2
L'Ancienne Maison de Champagne, suite pour piano, Op. 124 (1933)
1 L'accueil de la maison (2:04) 2 D'un vieil album - I - Les Fiancйs de 1830 (2:38) 2 II - Reliques de deuil (1:43) 3 Les collines, et la vie tranquille (1:55) 4 Le leзon de piano (1:20) 5 La terrasse (1:00) 6 La vieille fontaine (4:42) 7 Jeux (1:08) 8 En ramant, sur le lac (1:43) 9 Matin dans le bois (2:40) 10 La veille du depart (4:44) 11 Promenade d'automne (2:55) 12 Le Jeunesse vue de seuil de la vieillesse (1:30)
Quatre Nouvelles Sonatines, Op. 87 (1924)
Nouvelle Sonatine No. 1 1 Moderato, sans lenteur (0:59) 2 Andante moderato (1:10) 3 Bien allant, gai et doux (0:41) 4 Final - Allegro con moto (1:21)
Nouvelle Sonatine No. 3 1 Scherzando molto moderato (3:11) 2 Mouvement de Sicilienne (2:44) 3 Allegro moderato (1:26)
Nouvelle Sonatine No. 4 - 1 Anime (0:39) 2 Scherzando moderato (2:31) 3 Assez lent (1:44) 4 Final - Allegro con moto (1:52)
Danse lente, Op. 163, Danses pour Ginger Rogers for piano op.163 No. 2 (1937) (3:28)
CD3
L'Album de Lilian, pour Flute, Piano et voice, Op. 139, premiere serie (1934)
1 Keep that school girl complexion (1:45) 2 Fugue sans protocole (1:10) 3 Valse de la reconciliation (0:59) 4 Les yeux clairs (1:48) 5 Joie de plein air (0:54) 6 Skating-smiling (2:56) 7 En route vers le hongeur (4:26) 8 Pleurs (3:01) 9 Tout va bien (1:53)
L'Album de Lilian, pour piano, flute, ondes Marteno et Harpsichord, Op. 149, deuxieme serie (1935)
1 Serenade а l'etoile errante (4:55) 2 Habanera creole (4:01) 3 Swimming (1:21) 4 Barcarolle monegasque (4:05) 5 Le voyage chimerique (4:35) 6 Sicilienne de reve (3:34) 7 Les jeux du clown (1:35) 8 La priere de l'homme (5:13)
Vers le Soleil, 7 Monodies pour Ondes Martenot, Op. 174 (1939)
1 Reveil dans la lumiere (1:24) 2 Berceuse marine (1:52) 3 Les mouettes (1:02) 4 Repos (3:31) 5 .... (0:26) 6 Les Sirenes (4:15) 7 Final (0:54)
Stele funeraire for three flutes a tour de role Op. 224 (1950) (7:59)
Christophe Keller, piano Daniel Cholette, piano & harpsichord Kiyoshi Kasai, Philippe Racine, flute Alexandru Gavrilovici, Urs Walker, violin Patrick Demenga, cello Christoph Schiller, viola Kathrin Graf, soprano Elmar Schmid, clarinet Christine Simonin, ondes Martenot
mp3-192 / 3CD / буклет / 240мб
Sonata pour Violon et Piano op. 64 (1916-17)
1. Calme, lumineux et feerique (4:19) 2. Scherzo allegro con moto (9:50) 3. Adagio (4:42) 4. Final (allegro molto moderato) (13:30)
Marie Viaud, violin Mireille Guillaume, piano mp3-192
Флейтовая музыка
14 Pieces for flute and piano op.157b (1936)
1. I. Vielle Chanson: Andante Con Moto 2. II. Gai, Assez Anime 3. III. Andante Espressivo 4. IV. Moderato Con Moto 5. V. Allegro Moderato 6. VI. Andante, Quasi Adagio 7. VII. Beau Soir: Largo 8. VIII. Andantino 9. IX. Allegretto Con Moto 10. X. Allegretto Quasi Andantino 11. XI. Allegretto 12. XII. Danse Pritaniere: Allegreto 13. XIII. Marche Funebre: Andante 14. XIV. Allegro Moderato
Trois Pieces pour flute, basson et piano, Op.34 Bis (1908)
Les Chants De Nectaire pour flute seule, ("After A. France: La revolte des anges"), op. 198-200 (1944)
18. I. Les Jarsin De Muses, Op.198 19. II. Gaite Dun Matin Ensoleille, Op.198 20. III. Le Maire Enseigne A Ses Eleves La Vie Harmonieuse De Sages Antiques, Op.200 21. IV. Jeux De La Lumiere, Op.198
Trio in G pour flute, clarinet et basson, Op.92 (1924)
22. I. Lent 23. II. Moderato Sans Lenteur 24. III. Allegro Con Moto
Deux Nocturnes, flute, horn, et piano, Op.32 Bis (1912)
25. 1. Venise 26. 2. Dans La Foret
Sonata, 2 flutes op.75 (1920)
27. I. Assez Lent 28. II. Allegretto Scherzando 29. III. Allegro-Assez Lent
30. Idylle, flute et bassoon, Op.155 Bis (1936)
Sonata, flute et piano, op.52 (1913) 31. I. Adagio Molto Tranquillo 32. II. Movt De Sicilenne 33. III. Final: Anime Et Gai
Jose Ananias, flute Piano: Achille Picchi, piano Jose Eduardo Flores, bassoon Edmilson Nery, clarinet Marcus Bonna, horn Rogerio Wolf, flute
mp3-192
Sonata pour cello et piano, Op 66 (1917)
1: Très modéré (4:35) 2: Andante quasi adagio (3:47) 3: Final. Allegro non troppo (8:25)
Chansons bretonnes sur d'anciennes chansons populaires, cello et piano, Op 115
Livre 1: 1: La Prophétie de Gwene'hlan 2: Le Seigneur Nann et la Fée 3: Le Vin des Gaulois 4: Azénor-la-Pâle 5: Les laboureurs 6: Saint-Eflam et le Roi Arthur
Livre 2: 1: Les trois Moines rouges 2: Alain-le-Renard 3: Le baron Jaouioz 4: Notre-Dame du Folgoat 5: Iannik Skolan 6: La Ceinture de Noces
Mats Lidström, cello Bengt Forsberg, piano
mp3-192
Danses pour Ginger Rogers (1937-39)
I. L'elian (1:56) II. Danse lente (3:51) III. Les Tourbillons (2:05) IV. La danse sous les etoiles (4:39) V. Final, Apotheose de la danse (2:11)
Sonatine Francaise for Two Pianos, Op.60, No.1
I. Canons (1:20) II. Allegretto (2:25) III. Intermezzo) (1:59) IV. Dans les vergers de Normandie (2:08)
Sonatine Francaise for Two Pianos, Op.60, No.2
I. Pastorale (2:10) II. L'apotheose des petits pauvres (2:57) III. Chant du soir (1:13) IV. Menuet (1:32) V. Finale (2:05)
Suite for Two Pianos, Op.6
I. Andantino (3:39) II. Andantino con moto (1:58) III. Andantino con moto - quasi allegro (3:30) IV. Andantino quasi allegretto (3:38)
Yaara Tal and Andreas Groethuysen, pianos
Quintet "Primavera" for flute, harp and string trio, op. 156 (1936)
I. Allegro quasi allegretto (5:16) II. Adagio (2:37) III. Intermezzo (2:58) IV. Finale (4:10)
Quintet pour piano et cordes, op. 80 (1917-1921)
I. «L'allente obscure de qui sera...» (10:36) II. «L'assaut de l'ennemi...» (la blessure) (10:29) III. «La nature consolatrice...» (10:34) IV. «La joie» final (9:45)
Micheline Lefebre, 1st violon Armand Bex, piano Jacqueline Commenge, 2nd violon Yves Dinouard, flute Pierre Lefebre, alto Colette Esposito, harpe Robert Bex, violoncelle