Звуки надеждыПятница, 29 Марта 2024, 09.24.58

Приветствую Вас Гость | RSS
ГЛАВНАЯ | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Свобода мысли » Диссонансы » Образование и законы - две вещи не совместные? (Кому это нужно?)
Образование и законы - две вещи не совместные?
МодераторДата: Четверг, 27 Октября 2011, 20.56.56 | Сообщение # 16
Группа: Администратор
Сообщений: 147
Награды: 11
Статус: Offline
ВЕРДИКТ ОБЩЕСТВА: ВИНОВЕН!

"Сначала они тебя не замечают,
потом смеются над тобой,
затем борются с тобой.
А потом ты побеждаешь."
(Махатма Ганди)
 
МодераторДата: Четверг, 03 Ноября 2011, 21.31.23 | Сообщение # 17
Группа: Администратор
Сообщений: 147
Награды: 11
Статус: Offline
Вы можете задать свой вопрос
Спросите Андрея Фурсенко


"Сначала они тебя не замечают,
потом смеются над тобой,
затем борются с тобой.
А потом ты побеждаешь."
(Махатма Ганди)
 
АнатольевичДата: Пятница, 04 Ноября 2011, 18.18.06 | Сообщение # 18
Группа: Пользователь
Сообщений: 1
Награды: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
С удовольствием прочитал Ваши мнения. Дочка учится в музыкальном училище на теоретика. Книжки растрепанные 60 годов. Отменили с этого года индивидуальные занятия по теории музыки. К улучшению образования это не привело. Нет. Возможно вся проблем в том, что их дети учатся за границей. sad
 
БергерДата: Воскресенье, 13 Ноября 2011, 13.15.29 | Сообщение # 19
Группа: Проверенный
Сообщений: 16
Награды: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
ПЕДАГОГИ НАКАЖУТ НА ВЫБОРАХ ТЕ ПАРТИИ,
КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ РЕФОРМЫ А. ФУРСЕНКО


Quote

Если требования народа об отставке Фурсенко и свертывании разрушительных реформ в образовании не будут выполнены до 20 ноября 2011, педагоги Российской Федерации будут агитировать против правящей партии и других партий, оказывающих поддержку реформам А. Фурсенко, и помогут победить на выборах партиям левой оппозиции.

Если вы согласны с критической оценкой реформ А. Фурсенко, то мы предлагаем вам использовать предвыборную ситуацию для атаки на эти реформы и их проводника. Надо, чтобы «Единая Россия» и другие партии, поддерживающие эти реформы – «Правое дело» и «ЛДПР» теряли бы голоса избирателей и знали бы, что они теряют их из-за поддержки фурсенковских реформ. Тогда они начнут отмежевываться от А. Фурсенко, что будет способствовать его досрочной отставке и свертыванию разрушительных реформ в образовании.
 
МодераторДата: Пятница, 02 Декабря 2011, 13.01.26 | Сообщение # 20
Группа: Администратор
Сообщений: 147
Награды: 11
Статус: Offline
У реформы системы образования, которая идет сейчас в нашей стране, как у медали, две стороны.

Одна сторона — это вид сверху, с позиции министерства и региональных департаментов образования. Другая сторона — вид снизу, с позиции преподавателей, детей и родителей.

Две эти стороны сильно отличаются друг от друга. То, что видят чиновники, не видят преподаватели. А то, что видят преподаватели, не видят чиновники.

Чем объясняется такое расхождение? “МК” попытался разобраться в этом, взглянув на реформу снизу — глазами тех, кто ощущает реформу на собственной шкуре.

Главный вектор реформы задан грядущим сокращением бюджетных расходов на образование. Если в этом году на него выделяется 4% ВВП, то в 2014-м — уже только 3,6%.

Это сокращение будет компенсироваться увеличением количества платных занятий, предоставляемых учебными учреждениями. В школе дети будут получать бесплатные уроки (не меньше 36 часов в неделю) и платные (это уже сверх 36 часов).

Все дополнительное образование — кружки, секции, изостудии, музыкальные школы, детские лагеря и дворцы творчества — постепенно тоже станет платным.

С 1 января этого года вступил в силу закон о бюджетных учреждениях, позволяющий им зарабатывать и самостоятельно распоряжаться доходами. Учебные учреждения под него подпадают. Поскольку бюджетное финансирование у них будет снижаться, они вынуждены будут зарабатывать сами, взимая плату за занятия с родителей.

Это конечный пункт реформы. Сейчас к этому пункту делаются первые шаги.

В некоторых регионах реформа системы образования в виде экспериментальных проектов идет с 2007 года. Москва запоздала, поскольку нововведениям сопротивлялся бывший мэр Лужков. Так что до нас волна докатилась только теперь.

В этой статье мы исследуем лишь ту часть реформы, которая касается образовательных учреждений для детей школьного возраста.

Начнем с дополнительного образования, поскольку суть превращений, через которые оно проходит, проста, как пятак.

Грязные методы оптимизации

Под Москвой в Истринском районе есть детский лагерь «Команда». Это лагерь для ребят, активно проявляющих себя в разных сферах — по большей части в общественной работе. Дети получают туда путевки по рекомендации школы, а их отдых оплачивает Департамент образования Москвы.

«Команда» — последний бесплатный детский лагерь столицы. Но и ему скоро придет конец. Директор лагеря Вячеслав Глинчиков уверен, что Департамент образования правительства Москвы взял курс на ликвидацию «Команды». С этой целью на лагерь насылаются разнообразные проверки, а в конце лета произошла и вовсе дикая история. Комиссия Управления госконтроля и надзора в сфере образования приехала проверять лагерь ночью — да еще и оперов с собой прихватила. Люди с корочками ФСБ ходили по спальням, считали детей, светили в лица фонариками. Потом стали вызывать вожатых, допрашивали их, как преступников, записывали показания на диктофон.

Искали таким путем педофилов, если вы еще не поняли. Никого, конечно, не нашли.

Глинчиков после ночного налета обратился в прокуратуру Истры. Выяснилось, что вопреки закону проверка не была согласована с прокуратурой, то есть Департамент образования действовал противоправными методами. Тем не менее Глинчикову предложили уйти, пригрозив уголовным преследованием. Он отказался. Никаких серьезных недостатков ни одна проверка в лагере не выявила. Почему он должен увольняться?

Надо сказать, что «Команда» — это не совсем обычный лагерь. У него есть идея. Смысл ее в том, чтоб, работая с детьми, развивать их гражданское сознание, обучать принципам демократического мышления и поведения. В нем закладываются основы той политической и нравственной культуры, без которой невозможны никакие инновационные прорывы.

Работает «Команда» круглый год, дети туда ездят и на выходные, и на каникулы. Весь преподавательский состав — энтузиасты своего дела. Поскольку путевки распределяет сам департамент, ни в каких злоупотреблениях руководство «Команды» заподозрить невозможно. Ему просто нечем злоупотреблять. Оно даже на ремонт денег не получает — все строительные организации выбирает и оплачивает сам департамент.

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, которому я рассказала про «Команду», сказал, что знает об этой истории и, на его взгляд, Департамент образования просто хочет от бесплатного лагеря избавиться. Перевести его в такую форму, чтоб он не висел у него на балансе.

Все бесплатное должно быть сведено к минимуму, поэтому оно сокращается и ужимается. Из-за этого конфликтные ситуации вроде той, что сложилась вокруг «Команды», вспыхивают повсеместно. Лишенные прежних возможностей родители возмущаются властью, а педагогическое сообщество чувствует себя незащищенным, поскольку сокращение проводится чисто волюнтаристскими методами — без каких-либо экспертных оценок, расчетов специалистов и узаконенных должным образом приказов.

Сопротивляющихся запугивают, присылают им какие-то дикие проверки, вроде той, что напугала детей в «Команде», обещают навесить на директоров фальсификации о найденных безобразиях — короче, действуют грязными методами.

Тем не менее оптимизация кое-где встречает сопротивление. Весной, например, восстали родители детей, посещающих Дворец детского творчества на Воробьевых горах. Его собирались закрывать, а здание передавать Ирине Винер, супруге олигарха Усманова, под школу художественной гимнастики. Но родители забили в барабаны, и дворец в результате остался пока жить прежней жизнью. Правда, уже без прежнего директора Дмитрия Монахова. Ему все-таки пришлось уйти «по собственному желанию», причины которого родителям так никто и не объяснил.

«С дополнительным образованием у нас катастрофа, — считает Бунимович. — У нас дополнительное — значит, платное. А ведь это только жизнь может определить, что важнее — знания и навыки, которые ребенок получил дополнительно или обязательно».

Слияние и поглощение

С обязательным образованием происходит то же самое, что с дополнительным. Оно оптимизируется с целью сокращения выделяемых на него средств. Но его нельзя, как дополнительное, просто трансформировать из бесплатного в платное, поэтому применяются более изощренные методы.

Прежде всего, сокращается количество школ. Школы, где меньше 500 учеников, сливаются вместе — получается одна.

Одной школе нужно меньше учителей, чем двум, поэтому кому-то приходится уходить. Под увольнение попадают в первую очередь учителя пенсионного возраста. Но вообще все зависит от того, кто стал директором новой, слитой школы. Он, конечно, делает выбор в пользу своих учителей, которые работали с ним в старой школе, а от тех, кто «слился», старается избавиться.

Избавление от неугодных учителей и директоров идет по вышеописанной схеме. Их запугивают, обманывают, выкручивают руки, вынуждая писать заявления по собственному желанию.

Надо сказать, что в Москве процессы слияния-поглощения пока ведутся с определенной осторожностью. Тем не менее специализированные, авторские школы для одаренных детей напряженно ждут сейчас, что с ними будет. Позволят им жить дальше или «сольют» с районной и, соответственно, сократят финансирование до районного уровня?

Бальные танцы


Другая составляющая реформы — переход на новую систему оплаты труда преподавателя (НСОТ). В некоторых регионах этот переход уже завершен, и, как объяснил «МК» член Совета межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, значительная часть преподавателей там в результате потеряла в зарплате.

Ничего удивительного в этом нет, поскольку никаких нормативов НСОТ не устанавливает. Зарплата преподавателя по этой системе просто складывается из двух частей — основной (70%) и стимулирующей (30%).

Размер основной части определяется неизвестными доселе расчетными единицами — «дето-день» и «ученико-час». В ее состав входят базовая ставка и комплект надбавок. Базовая ставка в Москве, в принципе, у всех должна быть одинаковая — 19 тыс. 350 руб. (такая сумма названа в распространяемой Департаментом образования презентации о НСОТ). В регионах эта сумма куда ниже, кое-где она опускается до 5 тыс. 800 руб. в месяц.

Надбавки к базовой ставке — за проверку тетрадей, работу с учащимися «группы риска» (хроническими двоечниками), классное руководство, работу с использованием ноутбуков, сложность и приоритетность предмета.

«Сложность и приоритетность» вызывает особое недоумение учителей. Они не понимают, почему надбавка за урок математики в первом классе выше, чем в пятом, а за урок русского в восьмом классе — меньше, чем в десятом. «Этому нет никакого научного обоснования, — считает Луховицкий, — поскольку нет никаких объективных критериев качественной оценки труда учителя. Нормы расценок, которые вводятся, определяются чисто волюнтаристски».

К базовым ставкам также устанавливаются коэффициенты за квалификацию педагогов. За вторую категорию — 1, 07, за первую — 1,14, за высшую — 1, 21.

Первую и высшую категории надо подтверждать, проходя переаттестацию. Чтобы ее пройти, учителю нужно иметь портфолио и свой сайт, где он должен вывешивать все-все-все — и свои уроки, и тесты, и оценки учеников, и свои выступления, и участие в профессиональных конкурсах. Все, что он делает, он должен фиксировать в фото-, видео-, аудиоформате и прилежно копить — собирать одно к одному.

«Учить детей некогда, — пожаловалась мне учительница биологии московской школы, которая сейчас собирает портфолио, чтоб подтвердить высшую квалификацию. — Столько вот этой писанины, что больше уже ничего не успеваешь. Хочется прийти на урок, сказать детям: „Читайте учебник“, а самой сидеть собирать портфолио».

Каждое «деяние» учителя, вошедшее в портфолио, оценивается определенным количеством баллов. Для высшей категории нужно набрать пятьсот баллов.

Баллами оцениваются обученность учеников аттестуемого учителя, их участие в олимпиадах, участие самого учителя в конкурсах, выступления на конференциях, опубликованные им статьи, написанные за отчетный период учебники, участие в методической работе, проведение предметных недель, наставничество и т.д. и т.п.

Заработанными баллами определяется и размер стимулирующей части зарплаты учителя.

«Разовое выступление на педсовете оценивается в 1 балл, — объяснила учительница русского языка подмосковной школы. — Многократные выступления — в 2 балла. Чтоб их получить, всем учителям, выходит, обязательно надо выступать на всех педсоветах. Есть что тебе сказать или нечего — неважно. Все равно встань и выступи».

Кому-то это несложно — выступить ради балла. Но множество учителей — особенно старой закалки — считают унизительным играть в такие игры. «Пошли они к черту, — сказала моя знакомая. — Не буду я, как попка-дурак, нести всякую чушь, только чтоб заработать пятачок. Если мне будет что сказать, я выступлю. А ради баллов — нет».

Такие учителя — золотой резерв для экономии бюджетных средств. Чувство собственного достоинства не позволит им превратиться в роботов, выполняющих заложенную чиновниками программу, поэтому они не смогут ни подтвердить свою высшую категорию, ни заслужить стимулирующую часть зарплаты.

Впрочем, на практике эта стимулирующая часть в большинстве школ выплачивается вовсе не по баллам, а по решению директора. Кому он захочет, тому выплатит побольше. Кто ему не нравится — тот вообще ничего не получит. Вот и получается то, о чем говорит Луховицкий: в результате введения НСОТ большинство учителей теряют в зарплате. Выигрывают только те, кто ближе к директору.

Методисты — народ плечистый


Еще один важный аспект реформы — введение новых стандартов образования.

Новые стандарты старшей школы были представлены общественности весной этого года и вызвали такое негодование, что Министерство образования решило их отозвать и доработать. Напомню, что обязательными по тому стандарту становятся всего четыре предмета — физкультура, ОБЖ, «Россия в мире», индивидуальный проект. Все остальные предметы объединяются в шесть областей. Из каждой можно выбрать для изучения одну-две дисциплины. Причем «профильно» можно изучать не более четырех предметов. Остальные — так, слегка, на уровне общих понятий.

«Это была „кавалерийская атака“, — считает Луховицкий. — Но она провалилась. Сейчас над проектом новых стандартов идет работа в РАО и Общественной палате, и есть надежда, что получится что-то серьезное».

А по начальной школе стандарты уже введены. В Москве они действуют с этого года. Особой разницы родители пока не заметили, но у учителей нагрузка резко выросла, поскольку им тоже теперь приходится собирать портфолио — причем не только на себя, но и на всех учеников.

Это обязательное требование — у каждого ученика должно быть портфолио (удивительно все же, что у Минобразования не нашлось для такой важной штуки русского слова!).

По русскому языку и литературе в портфолио идут сочинения, аудиозаписи ответов, иллюстрации к прочитанным произведениям. По математике — цифровые диктанты, записи решения познавательных задач, рисунки к упражнениям. По физкультуре в портфолио помещается листок самоконтроля упражнений ученика.

Неизвестно, что это за штука — листок самоконтроля, но содержание портфолио учеников учитывается при аттестации педагогов, поэтому от этих портфолио им никак не отвертеться.

Учителя начальных школ в результате сейчас зашиваются с «портфольной» писаниной и бюрократией. По существу, же те знания, которые они должны дать ученикам младших классов, практически не изменились. Правда, в придачу к традиционным умениям «читать, писать и считать» их еще теперь требуется обучить пользоваться компьютером, диктофоном, видеокамерой, а также посылать сообщения по электронной почте и SMS-ки по телефону.

Я вообще-то с трудом представляю современного семилетнего москвича, который не умеет посылать SMS-ки и пользоваться компьютером. Они с этим рождаются. Их не надо ничему учить. Они сами кого хочешь научат. Да и вообще этому не надо учить. Есть инструкции — прочитай и все поймешь.

Стандарты, по-видимому, составляли пожилые люди, для которых в силу возраста нажимание кнопок в определенном порядке представляет собой проблему и они полагают, что эта проблема — общая.

А еще им кажется, что дети днем обязаны спать, поэтому по новым стандартам все продленки должны иметь спальни (белье и подушки приносят, понятно, родители — им тоже дополнительная нагрузка, чтоб не скучали).

Кроме того, утверждены новые стандарты для самих школьных зданий. Как рассказала мне директор одной из школ, расположенной у метро «Аэропорт», эти здания не должны теперь быть выше трех этажей. В районе между тем больше половины школ размещается в старых пятиэтажных зданиях, и у них теперь проблема. Верхние этажи надо закрывать, а где тогда учиться? Негде. Один выход: опять же сливать две школы в одну.

Самое главное, что по новым стандартам меняется роль учителя. Это подчеркивается во всех документах и выступлениях чиновников, и сам министр Фурсенко говорит об этом же: «Когда я учился — учитель был главный источник знаний. Сегодня роль учителя принципиально иная. Сегодня учитель — это методист, который помогает сориентироваться в потоке знаний». То есть он просто тренирует ребенка искать нужные знания в море информации.

В принципе, такой учитель легко заменяется компьютерной программой, написанной по несложному алгоритму. Она дает задание. Ученик его выполняет, заполняя пробелы цифрами, буквами или крестиками. Программа проверяет правильность и выдает оценку. Если оценка так себе, ученик отсылается на уровень ниже — к более простой программе. Учителю даже следить ни за чем не надо. Знай себе заполняй портфолио листками самоконтроля да выступай на педсовете, вот вся твоя работа.

Уходящая натура

В старших классах русский и литературу у нас вела учительница Тамара Владимировна. Ей было лет 45, она отлично вела свой предмет и, в отличие от других учителей, никогда на нас не орала.

В 10-м классе она перешла в другую школу, но мы без нее скучали и раз в неделю ходили к ней домой — заниматься русским. Кто хотел, тот и ходил. Сначала делали упражнения, а потом пили чай с сушками и просто разговаривали о жизни.

Глядя на нее, многие из нас тоже хотели стать учителями. А она отговаривала. Видимо, она как-то чувствовала, что нам не стоит ориентироваться на нее. Она была уходящей натурой и понимала, что такие учителя в будущем не будут востребованы.

Реформа образования действительно выхолащивает что-то очень важное. Что-то человеческое.

Директора превращаются в бухгалтеров. Учителя — в методистов.

Преданность делу, любовь и стремление помочь человеку стать человеком — в баллы и портфолио.

Понятно, что прежняя, советская система школьного образования безнадежно устарела. Ее необходимо менять и оптимизировать, поскольку в ней было много ненужного, избыточного. И направление, в котором должна идти реформа, только одно: наши школы должны быть похожи на европейские. Министерство образования, в принципе, к этому и стремится. Другой вопрос — как это стремление реализуется на практике. Умно, взвешенно и осторожно? Или тупо, силой и кое-как?

Судя по тому, что реформа системы образования проводится как чисто экономическое мероприятие, второе ближе к истине. Про то, что школа должна учить, а педагоги — воспитывать, реформаторы практически не вспоминают. Школа должна зарабатывать — вот что сейчас главное.

В результате реформы единое образовательное пространство страны рассыпается. Исчезает главный стержень европейских систем — равные возможности для всех детей получить среднее образование. Наши дети их не имеют уже сейчас. В Москве на школьника в год выделяется 120 тыс. руб., в Пскове — 20 тыс. Какое тут равенство? А будет еще хуже, когда то, что сейчас дети еще могут получать бесплатно, перейдет в разряд платного обучения.

Обидно, что все ведь можно сделать по-людски, проведя вожделенную оптимизацию и в то же время сохранив все ценное, что было в прежней, социалистической системе образования. Взять тот же бесплатный лагерь «Команда», где дети обучаются навыкам демократических процедур. Неужели он не нужен Москве? Конечно, нужен. Очень нужен.

Департамент образования не может в новых условиях его оплачивать, но это же не значит, что такой лагерь надо уничтожать. Нет денег у Департамента — пускай «Команду» возьмет на баланс другая госструктура. Или повесьте его финансирование на «Газпром», раз другого варианта нет. «Газпром» ежегодно выделяет десятки миллионов долларов на ФК «Зенит» со всеми его иностранными футболистами. Почему бы ему не профинансировать заодно и своих, российских ребят?

Нет, такая комбинация слишком сложна для наших чиновников. Проще все ликвидировать, разогнать и заставить уволиться директора лагеря. Тем более что люди, которые работают с детьми по призванию и любят свою профессию, сегодня не нужны. Слишком самостоятельные.

Всеволод Луховицкий в этой связи отмечает еще одну важную проблему — массовое представление директоров школ как взяточников и казнокрадов. «Учителя и родители недовольны реформой, и власти пытаются направить это недовольство на директоров — будто они во всем виноваты, воруют деньги».

Жуткий пример — директор московской школы № 1308 Андрей Кудояров, обвиненный в «покушении на взятку», помещенный в СИЗО и умерший там в октябре от сердечного приступа.

Никакой взятки, как говорят родители учеников школы, не было. Они сами создали фонд, в который по желанию вносили деньги. Распоряжались этими деньгами тоже родители: директор писал заявку — что надо купить, а они сами решали, давать на это средства или не давать. Школа при таком подходе за пять лет расцвела, и кто-то из «верхних» чиновников, заметив достижения, потребовал «долю» от фонда. Родители отказались делиться. Директор — понятно, тоже. За это и поплатился.

«Сейчас очередной скандал разгорается на Соловках, — рассказал Луховицкий. — Там прекрасная школа и замечательный директор Ирина Викторовна Совалева. Ее увольняют за то, что школа не смогла открыться первого сентября, поскольку в ней шел ремонт, который делала не школа и не Совалева, а районный отдел образования.

А школа там правда отличная. Совалева наладила связи с МГИМО, МГУ, Школой одаренных детей Архангельска, фестивалем бардов. От них приезжают туристические группы на Соловки, живут в школе, а соловецкие дети, наоборот, бесплатно ездят в археологическую экспедицию в Херсонес, в летние физико-математические школы, образовательные поездки Школы одаренных детей.

И вот вместо того, чтобы директора отметить и похвалить, его, наоборот, увольняют. Напишите про это, пожалуйста. Жалко. Хороший директор».

Я пишу. Жалко директора.

И всех нас и наших детей тоже жалко.


Взято здесь:
Оборотная сторона модернизации российского образования


"Сначала они тебя не замечают,
потом смеются над тобой,
затем борются с тобой.
А потом ты побеждаешь."
(Махатма Ганди)
 
МодераторДата: Понедельник, 13 Февраля 2012, 18.29.16 | Сообщение # 21
Группа: Администратор
Сообщений: 147
Награды: 11
Статус: Offline
Quote
За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов. Кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть – бесплатно. Сильной деформации подверглась традиционно значимая сфера социализации – детский спорт. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы только на перспективы перехода в большой спорт. Это порождает раннюю селекцию и отсев детей.

Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета.
Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 – 75%, в том числе не менее 50% – на бесплатной основе.

Владимир Путин: Строительство справедливости. Социальная политика для России
Как хорошо написано... wink

Путин. Полное собрание обещаний


"Сначала они тебя не замечают,
потом смеются над тобой,
затем борются с тобой.
А потом ты побеждаешь."
(Махатма Ганди)
 
МодераторДата: Вторник, 14 Февраля 2012, 14.38.14 | Сообщение # 22
Группа: Администратор
Сообщений: 147
Награды: 11
Статус: Offline
Вчера вечером премьер-министр и кандидат в президенты РФ Владимир Путин провел совещание, на котором рассматривались результаты реализации проекта модернизации региональных систем общего образования по итогам 2011 года. Специально для «АН» на вопрос «И каковы результаты?» отвечают…

Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 (Москва), членкор РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ:

«Маленькой школе уже не выжить»

- В регионах чрезвычайно тревожная ситуация! Да, удалось несколько подтянуть зарплаты учителям. Но в депрессивных регионах это часто делается за счет внутренних резервов, то есть сокращения штатов. А ведь математика не сократишь! Значит, повсеместно под сокращение попадают психологи, дефектологи, медсестры, и это при том, что состояние здоровья школьников все хуже, особенно психическое, о чем нам буквально кричат участившиеся суициды!.. Под нож идет и внеклассная работа - кружки, дома творчества и т.п. Идет реформа экономики и управления, а качество образования, мягко говоря, не повышается! А как быть в регионах с новым поколением стандартов начальной школы, которое мы с удовольствием разрабатываем в Москве? Немногие школы в состоянии выполнить эту программу - хотя бы потому, что не могут обеспечить ноутбуком каждого ребенка. Маленькой школе уже не выжить. Значит, для рентабельности их надо укрупнять - в то время, когда в мировой практике признано целесообразным разукрупнение школ. Нет, я бы не спешил обозначать успехи в региональном образовательном эксперименте…

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию (фракция КПРФ), доктор философских наук, профессор, членкор РАО:

«Хотя бы под выборы немного прибавят»

- Мы рады, что хотя бы под выборы части педагогов немного прибавят. Но в конце 2011г. зарплата учителей была ниже, чем в 2008г., когда было последнее повышение. А в 2009, 2010 и 2011гг. в большинстве регионов зарплату учителям не повышали, хотя инфляция официально составляла 8%, а реально 18%. Так что в большинстве регионов поставленная правительством цель не выполнена. Нужно повышать не зарплату, а ставку. Ведь учителя вынуждены выполнять двойную работу, и оплата за это неправомерно рассматривается как средняя. И еще. С удовольствием прочитал в статье Путина о том, что зарплата преподавателя вуза должна быть вдвое выше средней по региону. Но нет никаких признаков того, что она будет повышена: бюджет на 2012-2014 гг. предполагает сокращение оплаты работы педагогов на 11%, а с учетом инфляции - минимум на 30%.

Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования:

«Преждевременно говорить о модернизации образования»

- Главное, мы перестали говорить «Даешь высокие баллы по ЕГЭ!» У нас достаточно большое количество детей, которые «не дают» и просто по определению не могут получить высокие баллы по ЕГЭ. Так что нам еще предстоит обсуждать само понятие «качество образования», которое у нас традиционно связано с баллами ЕГЭ. Но для нас принципиально важно - и об этом говорил Владимир Путин, - что нужно что-то делать со школами, у которых «тяжелый контингент». Там объективно сложно: не очень успешные дети, сложные родители… Нам еще предстоит решать проблему с качеством образования в не очень успешных школах. А без этого преждевременно говорить о модернизации образования.

Александр Поносов, учредитель общественной организации «Центр свободных технологий», учитель истории:

«Идет централизация всего и вся»

- У нас идет централизация всего и вся. Например, все школы работают на федеральных сайтах – регистрируют там все закупки, там же вся информация об обучении, финансовые системы и т.п. Да, все полностью прозрачно, но в связи с этим у нас и возникают проблемы. Наши технические возможности не совпадают с возможностями федералов. Реформа предполагает наличие опытных пользователей, современных компьютеров и серьезных интернет-сетей. А у здесь всего этого не хватает, и в итоге - сплошные проблемы.

В регионах чрезвычайно тревожная ситуация!


"Сначала они тебя не замечают,
потом смеются над тобой,
затем борются с тобой.
А потом ты побеждаешь."
(Махатма Ганди)
 
МодераторДата: Пятница, 17 Февраля 2012, 17.49.57 | Сообщение # 23
Группа: Администратор
Сообщений: 147
Награды: 11
Статус: Offline
Выступление Н. В. Левичева с требованием отменить ФЗ-83 на заседании Госдумы 7 февраля 2012 года
"...«ЕДИНАЯ РОССИЯ» делает всё возможное для того, чтобы мирный гражданский протест и развернувшаяся дискуссия в обществе перешли в радикальные формы. Не оппозиция разваливает страну — это вы её разваливаете, развращая наших детей тридцатью сребрениками за участие в выборных «каруселях»! Это вы разваливаете её, заставляя их родителей выходить на митинги под угрозой увольнения! Это вы разваливаете её, вынуждая учителей этих детей подменять протоколы избирательных комиссий! Это вы разваливаете её, позволяя миллиардам уходить в оффшоры и повышая цены на услуги естественных монополий!"


"Сначала они тебя не замечают,
потом смеются над тобой,
затем борются с тобой.
А потом ты побеждаешь."
(Махатма Ганди)
 
МодераторДата: Пятница, 11 Мая 2012, 19.33.19 | Сообщение # 24
Группа: Администратор
Сообщений: 147
Награды: 11
Статус: Offline
Новый этап реформы образования

Целый год не было слышно известий с фронтов народного образования. После серьёзных баталий вокруг нового образовательного стандарта наступила тревожная тишина. Как предсказывали в университетских коридорах и министерских кулуарах, реформаторы затаились на период избирательных кампаний, чтобы этим летом ударно завершить намеченное. И точно.

Первые свежие новости подоспели аккурат к инаугурации нового старого президента, и уже несколько дней сыплются без остановки, невзирая на праздники, будто кто-то случайно опрокинул таманский пифос в самодержавной резиденции.

Год не было слышно о рабочей группе Минобрнауки под руководством Михаила Ковальчука, которая в составе Тины Канделаки, губернатора Турчака, генерального директора компании «Ё-Авто» Бирюкова и ещё тридцати с лишним специалистов титанически трудилась над последней, уже четвёртой редакцией проекта стандарта для старшей школы. И вышла эта редакция такая замечательная, что Минобрнауки, опубликовав её на своём сайте вечером 3 мая, назначило последним сроком приёма экспертных заключений 10 мая. Поскольку эта неделя совсем не случайно выдалась праздничная, дачная и активистская, Министерство явно решило, что проект прекрасен без извилин и его пора принимать, пока научно-педагогическая общественность не вернулась с рекреаций, а новорожденное гражданское общество играется в «марш миллионов» и казаки-разбойники с полицией.

7 мая, сразу после инаугурации, которая и Ким Чен Ыну дала возможность почувствовать себя демократом, Путин приступил к заботе о российском образовании и подписал указ, обязующий, например:

«обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:

...

проведение до конца декабря 2012 года мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях».

Неэффективные - это школы, не соответствующие СанПиНам, практически невыполнимым для многих учреждений образования, малокомплектные, сельские.

Ещё в июле планируется внести в Госдуму (и принять, видимо) Закон "Об образовании в РФ", а также утвердить стандарт для старшей школы. Это не случайные совпадения.

Именно с 1 июля 2012 года начинает в полном объёме действовать знаменитый уже 83-ФЗ от 08.05.2010, который обеспечивает правовой механизм перевода на коммерческие рельсы всей социальной сферы, включая образование, здравоохранение и культуру. Власть преобразует большинство бюджетных учреждений в «автономные организации», финансирование которым будет выделяться регионами и муниципалитетами под определённый госзаказ.

Школа теперь официально сможет сделать платными уроки, не включённые в обязательный компонент образовательного стандарта. То есть именно содержание стандарта - главная деталь в сложном механизме официального превращения школ в салоны образовательных услуг, где за установленную плату можно будет приобрести плохую копию того, что советские дети получали безвозмездно.

Что же содержится в новой редакции стандарта и что реально изменилось в сравнении с предшествующим вариантом годичной давности?

Если вкратце, авторы ничего не забыли и ничему не научились.

Заметных уступок обществу не наблюдается. Даже увеличение обязательной части содержания образования несущественно: с 60% до 2/3 от объёма бесплатной программы. Единственно, отстоял своё право на обязательность иностранный язык. И теперь результаты освоения программы теперь в большинстве случаев предполагают хоть и щепотку, но знаний, а не «общих представлений», как раньше.

Но что это будут за знания, в стандарте не указано. Требования к выпускникам даны в самом общем виде. Например, результатом изучения словесности должно стать «знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой».

По сравнению с современными документами, школам будет предоставлена невиданная раньше свобода самим определять содержание образования, опираясь на «Фундаментальное ядро содержания общего образования», которое прилагается к стандарту. Можно только догадываться, какие произведения определит каждая школа самостоятельно, исходя из своих коммерческих интересов, пожеланий родителей и проч. Потому что в «ядре» не указано ни одного конкретного литературного произведения, а из авторов фигурируют только Карамзин и Пушкин, и то лишь в контексте эволюции языка. То есть мечта реформаторов об исключении слишком сложных романов Толстого и Достоевского будет с лёгкостью исполнена. В то же время такого базового навыка, как грамотная речь, стандарт не предполагает.

Декларируется возможность индивидуальной образовательной траектории и свободы выбора для учащихся, но в тексте стандарта эта свобода имеет крайне ограниченный характер.

Определены три обязательных предмета на выпускные экзамены: словесность, математика, иностранный язык. Больше для получения аттестата не требуется, даже по выбору. Можно предсказать с уверенностью, что на практике это будет означать: школа вольна снять с себя обязательства по качественному бесплатному преподаванию всех предметов, по которым не предусмотрена аттестация в виде ЕГЭ. Ведь внешний контроль качества отсутствует (даже на углублённом уровне). Соответствие содержания школьного курса профильному необязательному ЕГЭ тоже нигде не гарантируется.

А поскольку ЕГЭ по профильным предметам нужны для поступления в вуз, то неотвратима будет и такая схема: даже на углублённом уровне преподаётся нечто несоответствующее формату и содержанию ЕГЭ, а подготовка к единому экзамену - уже за деньги.

Обязательных бесплатных предметов, как и в прежнем варианте стандарта, 9 или 10 (для школ с родным нерусским). Из них шесть дисциплин должны изучать все школьники, вне зависимости от своих пожеланий или с минимальным выбором:

- русский язык и литература (да, это теперь один предмет);

- математика (алгебра и геометрия тоже объединены)

- история/ «Россия в мире» (один из этих предметов на выбор)

- иностранный язык

- физкультура

- ОБЖ

NB: По поводу «словесности» и математики в проекте нигде нет указаний, что на эти сдвоенные предметы будет уделено то же количество времени, что и до слияния. Если оставить стандарт в нынешнем виде, ничто не помешает школам радикально сократить учебные часы.

Оставшиеся 3 предмета (или 4 для школ с нерусским родным) вроде бы можно выбрать.

Схема выглядит просто, но тут как раз и начинаются подробности. Во-первых, обязательно нужно ещё выбрать один предмет из образовательной области «Естественные науки» (естествознание, экология, физика, химия, биология).

Вполне логично и прагматично, что именно эта область оказалась нелюбимой падчерицей реформаторов. Ведь подготовка хорошего учителя по физике или химии - дорогое удовольствие для государства, на все школы не хватит, особенно при нынешних темпах закрытия педагогических вузов. Ещё недавно Т.В. Абанкина - кандидат экономических наук и директор Центра прикладных экономических исследований и разработок НИУ ВШЭ, ломала голову, как разрешить эту проблему, и предлагала: "Нужно переходить на модульную организацию учебного процесса - не весь год по часу изучать физику, а компактно, когда есть соответствующие педагоги"

С новым стандартом бродячих физиков не потребуется, интегрированные курсы «обо всём и ни о чём» - естествознание или экологию - может преподавать хоть учитель рисования, хоть завхоз. В этом на более высоком уровне давно убедились вузовские гуманитарии, которые с конца 1990-х успешно читают обязательный курс «Концепции современного естествознания» и даже пишут по нему учебные пособия.

А в перспективе ничто не препятствует воплотить программу для малокомплектных школ, озвученную министром Фурсенко год назад: "Давайте создавать учительские дома, где не на каждого ученика приходится один учитель, а где директор - он же и учитель, живет там вместе с женой".

Но вернёмся к букве проекта. Таким образом, реальный выбор ученика касается лишь 2 (двух) предметов, но и он не так свободен, как кажется.Вводятся профили обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. Это логичный ход, потому что де-факто профильная специализация старших классов укоренилась в большинстве школ с 1990-х гг.

Индивидуальный учебный план должен включать 3 предмета на углублённом уровне. В проекте написано «не менее трёх», но при 31 часе учебной нагрузки в неделю, которые этим стандартом устанавливаются, это следует читать как «не более».

Глубоко можно изучать и некоторые обязательные предметы (математика, словесность, история, ин. яз.), и «выборные», но все они должны относиться к «соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области». Т.е. нельзя выбрать углублённую биологию или математику, а остальное - из общественных наук. Матан категорически противопоказан новому поколению российских гуманитариев. А формальное слияние алгебры и геометрии в математику дают школе возможность свести этот предмет к бессмысленной профанации пары часов в неделю, тем паче на базовом уровне математика не предполагает никаких знаний, одни представления и «владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач».

Зато ничуть не поколеблено положение физкультуры (напомню, уже год как 3 часа в неделю, а не 2) и бессмысленных ОБЖ.

Всё также фигурирует в числе обязательных дисциплин загадочный индивидуальный проект, выполнение которого растянуто на год или даже на два. На выходе он должен представлять собой «учебное исследование» или разработанный проект: «информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный, иной». Перечисление этих разнообразных форм однозначно указывает на то, что в реальности отведённые школой часы будут на 99% израсходованы школьником на личные нужды, а изготовление при нынешней информационной открытости «проекта» займёт максимум 1-2 часа.

Текст новой редакции стандарта показывает, что как ни садятся разработчики документа, всё равно вылезает изо всех щелей главная идея: дать руководству школ возможность легко профанировать бесплатную обязательную программу и добывать себе подножный корм, ставя родителей в безвыходное положение. Не как сейчас - таясь и подвергая себя хоть теоретической, но опасности, а совершенно открыто, на законных основаниях.

Полтора года борьбы педагогов, учёных, общественных деятелей в защиту конституционного права каждого гражданина России на бесплатное и качественное образование показали, что власть глуха к экспертам и профессионалам и полна решимости любым способом сожрать остатки социального государства. И увещевания в прессе явно не спасут.


"Сначала они тебя не замечают,
потом смеются над тобой,
затем борются с тобой.
А потом ты побеждаешь."
(Махатма Ганди)
 
МодераторДата: Вторник, 15 Мая 2012, 12.07.14 | Сообщение # 25
Группа: Администратор
Сообщений: 147
Награды: 11
Статус: Offline
ставка больше, чем жизнь
Quote
Полузабытый ныне классик российской педагогики К.Д. Ушинский утверждал, что «в деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Между тем ситуация в системе педагогического образования складывается драматическая. Первый сокрушительный удар по педобразованию нанесло введение Болонской системы. Здесь не время и не место обсуждать особенности ее функционирования на Западе со всеми плюсами и минусами. Как водится, при пересадке на отечественную почву чужих моделей мы ограничились внешними формальными признаками: в частности, двухзвенной подготовкой специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру.

На практике это выглядит следующим образом. После окончания четырехлетнего курса обучения в школу приходит молодой специалист филолог-бакалавр. Мало того что девушка имеет смутные представления о методике преподавания. Это еще полбеды. Но она нетверда в своем предмете: сама допускает ошибки в русском языке. На пожелание директора основательно проштудировать грамматику (ведь стыдно перед учениками) отвечает, что у нее на это нет времени, поскольку в настоящий момент она поступила в магистратуру по специальности «психология». (Срок обучения два года.) Так кем же она окажется в результате: недоучкой филологом или дилетантом психологом?


Quote
Доходит до смешного. В одном из регионов после закрытия пединститута, спохватившись, педагогическую специальность «коррекционная педагогика» попытались открыть при медицинской академии, в другом регионе аналогичную попытку, к счастью потерпевшую фиаско, предприняли при сельхозакадемии. Вполне могу представить себе диплом бакалавра ветеринара и одновременно магистра дефектолога. А что, ведь несколько лет назад грант на разработку программ дошкольного образования выиграл архитектурно-строительный институт. Почему нет, ведь дошкольное образование, как известно, фундамент среднего. Остается лишь выяснить: ленточный или свайный?


"Сначала они тебя не замечают,
потом смеются над тобой,
затем борются с тобой.
А потом ты побеждаешь."
(Махатма Ганди)
 
Форум » Свобода мысли » Диссонансы » Образование и законы - две вещи не совместные? (Кому это нужно?)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024