Тимофей Докшицер (труба) - Концерты для трубы с оркестром. Василенко, Пахмутова, Гедике, Арутюнян
23 Июля 2013, 12.11.03
Timofei Dokshitser / Тимофей Докшицер (труба) Концерты для трубы с оркестром
Продолжительность: 73.30мин
1. А. Арутюнян - Концерт для трубы с оркестром ля бемоль мажор, соч. 1952 г. (14.15)
Одночастный концерт для трубы с оркестром
ля бемоль мажор А. Арутюняна - одно из лучших сочинений, созданных
советскими композиторами для духовых инструментов. Музыка концерта
привлекает светлым и жизнерадостным настроением, динамичной танцевальной
ритмикой, нежным лиризмом, ярким национальным колоритом и
виртуозностью. Т. Докшицер написал к концерту блестящую каденцию, и в
этой редакции сочинение получило большую известность у нас в стране и за
рубежом.
В многообразном по жанрам и формам
творчестве известного советского композитора Александра Григорьевича
Арутюняна сочинения для различных инструментов (в первую очередь
духовых) занимают значительное место. Написанный в 1950 году его Концерт
для трубы с оркестром до сих пор является одним из лучших произведений
этого жанра, созданных советскими композиторами, и входит в мировой
концертный репертуар трубачей. Вместе с Концертом широкой известностью
пользуется "Концертное скерцо" для трубы и фортепиано. Тонкий знаток
инструмента (в детстве Арутюнян сам играл на трубе), композитор и в
других своих сочинениях открывает его новые выразительные и технические
качества.
2. А. Арутюнян - Тема с вариациями для трубы с оркестром ) (17.30)
"Тема с вариациями" для трубы с оркестром
написана в 1984 году. Хотя Докшицер не является первым исполнителем
этого произведения, но в процессе работы над ним он с одобрения автора
сделал ряд важных изменений. Музыка вариаций, основанная на интонациях
армянской народной песенности, - "по-восточному цветистая, по-западному
мудрая, знающая скорбь без отчаяния, страсть лез исступления, восторг,
чуждый безудержности" (В. Брюсов)
3. А. Гедике - Концерт для трубы с оркестром си бемоль минор, соч. 41 (12.40)
Концерт для трубы с оркестром си бемоль
минор, соч.41 А. Ф. Гедике (1877-1957) написан в 1930 году. А. Ф. Гедике
стоял у истоков создания советского репертуара для духовых
инструментов. В творческом содружестве с С. Ерёминым были созданы
Концерт, концертный этюд, Прелюдия для органа, трубы, арфы и струнного
оркестра и другие сочинения. В концерте для трубы, как и в других
сочинениях Гедике, ощущается органическая связь с классическими
традициями. Концерт изобилует многими техническими трудностями (главным
образом в обширной каденции) и долгое время оставался редко исполняемым
произведением. Сейчас он входит в репертуар многих
исполнителей-трубачей.
4. А. Пахмутова - Концерт для трубы с оркестром ми бемоль минор (вторая редакция) (12.50)
Концерт для трубы с оркестром был написан
А. Пахмутовой в 1955 году. В 1976-1977 годах сделана его вторая
редакция: юношеский опус отшлифован рукой зрелого мастера. Одночастная форма концерта близка к
сонатному аллегро. Образный строй напоминает о жанре поэмы или
концерта-поэмы. Этому сочинению, как и вообще
инструментально-оркестровому творчеству Пахмутовой, присущи лирическая
песенность, широкое мелодическое дыхание, сочетающееся с мужественной
гражданственностью героических тем.
5. С. Василенко - Концерт для трубы с оркестром до минор, соч. 113 1-я часть (06.25)
6. С. Василенко - Концерт для трубы с оркестром до минор, соч. 113 2-я часть (04.50)
7. С. Василенко - Концерт для трубы с оркестром до минор, соч. 113 3-я часть (04.00)
Концерт-поэма для трубы с оркестром до
минор соч.113 С. Василенко был написан в 1945 году. После первого
исполнения он больше почти не игрался на концертной эстраде и
существовал лишь в учебном репертуаре студентов консерваторий. В 1964
году Докшицер сделал новую редакцию этого сочинения, дописал каденции, и
концерт засверкал новыми, дотоле неизвестными гранями. Докшицер не был
первым исполнителем этого сочинения, но был первым, кто записал его на
грампластинку. Это было сделано в 1965 году с оркестром Большого театра
под управлением А. Журайтиса. В новой редакции концерт неоднократно
издавался, чаще стал звучать с концертной эстрады и приобрёл большую
популярность.
Оркестр Большого театра, дирижёры Геннадий Рождественский (1), Альгис Жюрайтис (3,5-7), Александр Лазарев(4) Симфонический оркестр Чешского радио в Праге, дирижёр Василий Синайский(2).