Звуки надеждыЧетверг, 28 Марта 2024, 22.17.01

Приветствую Вас Гость | RSS
ГЛАВНАЯ | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Свобода мысли » Поделимся? » Дао учителя частной школы (Юлия Чернявина)
Дао учителя частной школы
МодераторДата: Вторник, 08 Мая 2012, 16.12.34 | Сообщение # 1
Группа: Администратор
Сообщений: 147
Награды: 11
Статус: Offline
— Подними голову, видишь, по небу плывут другие облака, почему же ты сегодня повторяешь то, что я говорил вчера.

Главное качество учителя — умение настоять на своем. И его надо проявлять каждую минуту.

Первый месяц работы в школе я спрашивала: зачем я здесь? А потом поняла, что для меня это тоже урок.

Всю жизнь я избегала конфликтов и споров. Считала, что переубеждать человека безнравственно. Теперь учусь говорить: «Нет». «Как я скажу, так и будет». «Сделайте это еще раз». И каждый раз это нереально трудно.

Работа учителем избавляет от гордыни. Потому что дети плевать хотели на твои заслуги и статусы. Или ты заставишь их работать или они сядут тебе на голову. Честно, я не всегда настаиваю.

В частную школу отдают детей не богатых (дети богатых учатся за границей) и не бедных (стоимость 20 тысяч рублей в месяц равна зарплате), а тех, кто почему-то не может учиться в обычной школе. Наши 34 ребенка (это все 11 классов) — очень особенные.

Частная школа — это такая структура, где нужно, чтобы и волки были сыты и овцы целы. Жесткая дисциплина без применения методов дисциплинарного воздействия. Как этого достичь, мне еще предстоит выяснить.

Выяснила. Двойки ставить нельзя, отправлять за дверь нельзя, повышать голос нельзя. И дети первые знают об этом. Могут заявить учителю: мы вам не за это деньги платим. На уроках демонстративно разговаривают друг с другом, на учителей не обращают внимания, могут пойти налить себе чай, принести суп, позвонить по сотовому. А директор хочет, чтобы они чинно сидели за партами, а в перерывах парами гуляли под липами.

Современная система образования — сплошной формализм. А программа по литературе составлена так, чтобы навсегда отбить у детей охоту к чтению. На урок по «Песне о Гайавате» принесла «Эсквайер» с правилами жизни индейцев навахо. Какая была дискуссия! Восьмиклассники забыли про телеоны, компьютерные игры и совместные перепалки, с горящими глазами спорили, почему только «когда последнее дерево будет срублено, зверь убит, а река отравлена, белый человек поймет, что деньги нельзя есть», и что значит «Священный дух, дай мне сил не осудить человека, пока я две недели не прохожу в его мокасинах». На следующий урок пришел методист лечить меня от вредного творческого подхода к учебному процессу.

У Чехова учитель словесности зевает, пока ученики переписывают занудные предложения, и мечтает скорее пойти домой к молодой жене. Негодовала: «Да разве можно? Если учителю интересно, то и детям будет интересно, потому увлеченность — вещь заразная». Первый месяц рвала себя на части, чтобы сделать интересно. Теперь зеваю и смотрю то в окно, то на часы.

Сегодня поставила двойку ученику в тетрадь. За то, что не сделал домашнее задание. Он махнул рукой и сказал: а идите вы… Ученик пятого класса. Как я должна была реагировать? Потом он судорожно рыдал у меня на руках, а его брат объяснил, что отец порет их за плохие оценки. Спросила пятиклассников: кого еще наказывают ремнем. Оказалось, что всех. Жуть. Спросила, а чему вас родители учат. Оказалось, деньги зарабатывать. «Приходишь типа барменом (наверное, он имел в виду бизнесменом) в казино, ноги на стол, все вокруг тебя бегают, а ты только на всех орешь», — объяснил мой поротый хулиган. А потом добавил «или в армию, там вообще целый день ничего не делаешь, только командуешь, и жратва бесплатная, и получаешь 50 тысяч в месяц».

Если для поддержания дисциплины я пытаюсь повысить голос, дети думают, что я просто громче говорю, чтобы им было лучше слышно. Попробовала тактику разговора на равных.

Восьмиклассница Динара любит себя называть то лохом, то дурой. Говорю: «Геббельс, ближайший соратник Гитлера, утверждал: скажи человеку сто раз «свинья», на сто первый он захрюкает. Смотри, как бы и с тобой такого не случилось». Задумалась.

На уроке литературы Динара набрасывается на Сашу с криком: «Что ты на меня стрелы метаешь, я тебе не стрелочница — жена Робин Гуда». Я: «Если скажешь, как в литературоведении называется этот прием, поставлю «пять». Рассказываю молодой коллеге, она надувает губы: фи, как непедагогично, фи, как неправильно.

Восьмиклассника Никиту никогда не заставишь открыть на уроке тетрадь или учебник, зато рот не закрывается — всех успевает задеть. Я терпела-терпела, потом говорю: Никита, все-таки русский язык — это не то место, где можно только языком работать, надо еще и руками что-то делать. Класс грохнул. А он в виде великого одолжения открыл тетрадь.

Не понимаю, почему я должна заставлять детей заполнять дневник, если сама сроду не заполняла? Сцепив зубы, заполняю журнал.

В школе я не была ангелом. Вызывающе одевалась, громко смеялась, заигрывала с мальчиками. Теперь то же самое делают мои восьмиклассницы. Но я понимаю, что умение реализовать себя в коллективе иногда важнее, чем синтаксис русского языка, и закрываю глаза на их выходки. А старшие опытные учителя долбят меня за такую толерантность.

От пятиклассника Андрея стонут все учителя. У него никогда нет тетрадей и дневника. На уроках орет, опрокидывает парты, разбрасывает книги. Во время очередного концерта обняла его за плечи: давай вместе сделаем, что тебе непонятно? Сделали вместе. Поставила ему пять. На следующий день он в первый раз принес домашнее задание. Начал работать на уроках. Стал лучшим по истории и литературе. Последнее сочинение написал на пятерку. Его мама приехала специально меня поблагодарить. Счастливая подхожу к классу и слышу голос Андрея: «Ну, вот опять эта дура припрется».

Говорят, во всех учителях есть зачатки садизма и самодурства. К ужасу, замечаю это и в себе. Потому что перед тобой десять детей, которых можно заставить делать все, что угодно. Так что сейчас, прежде чем настоять на чем-то, пристально смотрю в себя: действительно ли это необходимо детям? От моих размышлений сильно страдает дисциплина в классе. Потому что когда мой пятиклассник отвечает у доски и вдруг начинает подкидывать в руке тряпку, я не знаю, надо ли потребовать, чтобы он прекратил. В принципе, ну и что? Но так не положено.

В пятом классе записываю на доске число — двадцатое ноября. Весело спрашиваю: ну, кто мне скажет, сколько дней осталось до Нового года? В ответ нестройный гул голосов: «А я чо, Пушкин? Фиг его знает. Ну и чо?». Я — растерянно: вы, что же, Нового года не ждете? Ответ: мы ждем снега, чтобы школу завалило и проехать было нельзя. Я удивленно: а что же вы дома делать будете? Ответ: в компьютер играть.

Пока школа является для детей тюрьмой (а она и является для детей тюрьмой) толку не будет. А я не хочу быть тюремщиком.

Решила уходить из школы. К детям можно идти, имея четкое понимание дозволений и запретов.

Мои восьмиклассники в голос воют. Говорят, что я единственный нормальный преподаватель. Говорят, что придет какая-нибудь тетка, которая будет твердить: а вот наше поколение… И мне действительно тяжело их оставлять.

После того как я написала заявление, все стало получаться. Когда на тебя не давит система, когда уходит страх совершить ошибку, ты становишься естественным и открытым. И дети сразу это чувствуют и открываются тебе навстречу.

Вспоминаю первый урок у восьмиклассников: Светка орет, Никита ржет, Захар что-то спрашивает, а Леня рыдает. Когда прозвенел звонок сама была на грани истерики. Теперь те же восьмиклассники беспрекословно выполняют все задания, внимательно слушают, задают вопросы. За три месяца они научились уважать, а это дорогого стоит.

У нас много говорят, что никто не хочет быть учителем, потому что работа тяжелая, а зарплата маленькая. А я уверена: не даст высокая зарплата учителю морального авторитета. Потому что человек уважает себя не за деньги. А за умение не спускать хамам, не позволять, чтобы в твоем присутствии унижали других, не верить беспрекословно авторитетам, иметь свое мнение и силы, чтобы его отстаивать. И зарплата к выработке этих качеств не имеет никакого отношения. И дети — первые, кто это понимает.


Взято здесь


"Сначала они тебя не замечают,
потом смеются над тобой,
затем борются с тобой.
А потом ты побеждаешь."
(Махатма Ганди)
 
Форум » Свобода мысли » Поделимся? » Дао учителя частной школы (Юлия Чернявина)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024