Я, член Союза композиторов России Михаил Александрович Аркадьев, категорически протестую против присоединения Союза композиторов РФ единым списком к так называемому Общероссийскому народному фронту (ОНФ) и, соответственно, включения меня в этот список как члена Союза без моего согласия.
Мало того что такое присоединение нарушает мои права как частного лица, нарушает элементарные демократические процедуры, но к тому же я принципиально не принимаю политическую программу и социальную роль упомянутого политического объединения (ОНФ), созданного В. Путиным исключительно для симулирования и профанации демократического процесса в России. Я являюсь членом объединенного демократического движения "Солидарность" и никоим образом не могу входить в организацию, чья политическая роль представляется мне одиозной и губительной для будущего России.
Если Союз композиторов РФ как организация подтвердит на общем собрании свое участие в ОНФ, я буду вынужден, к моему великому сожалению, подать заявление о выходе из Союза, вопреки своей многолетней связи с этим уважаемым мной творческим объединением.
Заслуженный артист РФ доктор искусствоведения член Союза композиторов РФ М.А. Аркадьев
28 июня 2011 г.
И последовала реакция.
Дирижера уволили за критику "Общероссийского народного фронта"
Дирижер Михаил Аркадьев, публично выступивший против вступления Союза композиторов в созданный по инициативе премьера Владимира Путина "Общероссийский народный фронт", уволен с должности художественного руководителя владивостокского Тихоокеанского оркестра, сообщает "Московский комсомолец".
"Директор филармонии Макаренко неожиданно поставил перед фактом: мой годичный контракт продлен не будет. Почему - не мотивировал. Полагаю, на отставку повлиял отказ иметь дело с ОНФ. К тому же в администрации края, наконец, обратили внимание на мои политубеждения, обнаружив в Сети откровенную и резко антипутинскую статью 2007 года", – рассказал дирижер.
28 июня Аркадьев опубликовал на Гранях.Ру открытое письмо, в котором выразил категорический протест против присоединения Союза композиторов к ОНФ единым списком. Он также пообещад выйти из состава Союза, если организация подтвердит решение о вступлении в "Общероссийский народный фронт" на общем собрании. 30 июня секретариат Союза композиторов отложил вопрос о вступлении организации в ОНФ.
Аркадьев также утверждает, что столкнулся с цензурой при выборе репертуара для возглавляемого им оркестра. "Хотел дать приморскую премьеру симфонии Los Angeles Арво Пярта, посвященную Ходорковскому. Нашел партитуру (что почти невозможно), списался с другом Арво Пярта - Гией Канчели, чтобы заручиться поддержкой автора, организовал переписку оркестровых голосов симфонии и так далее. Но руководство филармонии запретило даже начальный репетиционный процесс", – отметил музыкант.
Скандал, вызванный заявлением Аркадьева, повлек за собой реакцию Путина. На прошлой неделе премьер заявил, что он против вступления в "Народный фронт" по разнарядке, и также высказался против того, чтобы численность ОНФ "искусственно накручивалась". "Это может лишь дискредитировать саму идею", – констатировал Путин.
Также на прошлой неделе – после протестов со стороны рядовых членов – пленум Союза архитекторов аннулировал решение о вступлении в "Общенародный народный фронт". Администрации ОНФ после этого пришлось спешно удалять союз из числа вступивших в организацию.
Сначала представлюсь. Пятов Илья Александрович. Простой слушатель, но, уверяю, слушатель внимательный. С разной интенсивностью посещал концерты Тихоокеанского симфонического оркестра с 1993 года. Был более чем на половине концертов ТСО, на которых дирижировал Михаил Аркадьев. Лично знаком с ним с сентября 2009 года. Присутствовал на многих его репетициях; хорошо зная основную часть репертуара и имея опыт работы звукооператором, слушал из зала звучание оркестра и сообщал свои наблюдения по поводу баланса громкостей различных групп инструментов. Выполнял работу звукооператора в отдельных концертах, в том числе во время исполнения Девятой симфонии Бетховена и его же «Победы Веллингтона при Виттории».
Высказываюсь по данному вопросу во-первых, потому что мне не все равно, что происходит вокруг, а во-вторых, потому что испытываю глубокую симпатию и уважение к Михаилу Аркадьеву. Считаю себя обязанным при написании данной статьи руководствоваться только первой из этих двух причин, вторую же оставить лишь поводом к действию, не влияющим на ход самого действия. Точка зрения Михаила Аркадьева, многократно высказанная им в различных интервью, изложена достаточно обстоятельно и как минимум вызывает на открытое обсуждение. Мне хочется спросить всех: а вы можете себе представить, чтобы ответственные лица поручили «музыкальное угощение» к саммиту АТЭС автору статьи «Почему я не принимаю путинской России» (http://www.kasparov.ru/material.php?id=464866A6C1073)? Естественно, прямые доказательства того, что Михаил Аркадьев был уволен за свою гражданскую позицию, искать бесполезно. Поэтому считаю, что ход данного дела должен строиться на рассмотрении официальной версии увольнения дирижера с целью ее проверки. Объяснения администрации Приморской краевой филармонии в СМИ даны очень скупо, что, в совокупности с принципиальным отказом директора филармонии давать интервью, выглядит странно для государственного учреждения, особенно в ситуации, когда дело получило широкую общественную огласку. Основной источник – видеорепортаж с канала ПТР «Прощальная симфония Михаила Аркадьева» от 15.06.11 (http://ptr-vlad.ru/news/ptrnews/47624-proschalnaya-simfoniya-mihaila-arkadeva-v-tihookeanskom-simfonicheskom-orkestre-ocherednaya-smena-dirizhera-videoreportazh-oksany-dani lyuk-i-viktorii-podlesnoy.html). Кстати, это тот самый репортаж, который Аркадьев упоминает в своем интервью корреспонденту газеты «Дальневосточные ведомости» Валерии Федоренко (http://www.dvvedomosti.ru/news/people/?id=3242). Момент довольно любопытный, поэтому будет нелишне привести здесь сначала слова художественного руководителя филармонии Татьяны Сергеевой из данного репортажа, а затем комментарий Михаила Аркадьева: «Мы предупредили, что контракт заканчивается такого-то числа, кажется, 25 июля. И мы просто обязаны объявить конкурс на замещение, как мы это делали в прошлом году». «Мой уход обставлен невероятным количеством лжи. <…> Художественный руководитель филармонии Татьяна Сергеева сказала в эфире одного из местных телеканалов, что в прошлом году якобы был объявлен конкурс на главного дирижера». Далее в том же видеорепортаже художественный руководитель филармонии говорит о причинах увольнения дирижера. Первая из названных причин – «достаточно частые отъезды, гастроли, которые не связаны с Приморской филармонией» – оспаривается Михаилом Аркадьевым и, в конце концов, может быть проверена. Более того, Аркадьев выдвигает возражения против самой постановки такой претензии. По его словам «тут, кроме формальной стороны, есть и важные, так сказать содержательные моменты, которые должны быть прояснены, так как нюансы не всегда заметны внешнему наблюдателю. Дело в том, что сама претензия о частом отсутствии, пока даже вне зависимости от того, соответствует ли она действительности, довольно странная, и вызывает вопросы. И первый вопрос – идет ли речь о главном дирижере и художественном руководителе оркестра, или о просто дирижере, ведущим симфонические программы. Сама должность главного дирижера и худрука предполагает и даже обязывает ее носителя к частым отъездам, контактам, к работе по расширению связей оркестра. Более того, филармония должна оплачивать подобные поездки как творческие командировки главного дирижера. Так делается во всех симфонических оркестрах как в России, так и за рубежом. В этом отношении я оказался в ситуации крепостного дирижера, который сидит во Владивостоке 90% времени, а за 10% отсутствия не только получает нарекания от начальства, но даже и увольнение». Вторая причина, высказанная в видеорепортаже, – «суета и неорганизованность в подготовке того или иного концерта» – также требует разъяснений. Сам Аркадьев настаивает, что «неорганизованность связана с плохим и непрофессиональным стилем администрирования дирекции», и приводит конкретные примеры такого рода стиля, в том числе манипуляции с репетиционным временем в концертном зале (http://wap.novayagazeta.ru/data/2011/075/32.html). Еще одну причину художественный руководитель филармонии озвучила в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 11.07.11 (http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot-morning/792223-echo/): «нет перспективного концертного плана работы ТСО на новый концертный сезон 2011-2012; Михаил Александрович его не представил в указанные сроки». Возникает вопрос: почему Михаил Александрович вдруг так оплошал? Со слов Аркадьева ситуация выглядит несколько иначе: «они, не спросивши меня, за моей спиной, сделали следующий сезон, а потом инкриминировали мне, что я им его не подал». Так или иначе, самому дирижеру лично никаких претензий предъявлено не было. Более того, в приказе об увольнении (http://euro.snob.ru/i/indoc/user_6868/a7175f048489bf24120c6a8f78dfb87d.jpg) в качестве основания указано «заявление М. Аркадьева от <пробел>.07.2011», хотя никакого заявления он не писал. Указание такой причины является как минимум сомнительным с юридической точки зрения. Среди музыкантов оркестра нет единодушного мнения по поводу дирижера. Единственные два коротких интервью находим все в той же передаче. Они диаметрально противоположны: от «за последние четыре года мы деградировали; это заслуга нашего художественного руководителя» до «это человек, которому доверяешь, и, выходя на сцену, ты понимаешь, что ты делаешь». Я дополнительно опросил еще трех музыкантов оркестра (фамилии просили не называть). Далее перечислю те моменты, которые совпадают при сравнении всех трех разговоров. Как сказали опрошенные, мнения в оркестре разделились с небольшим перевесом в сторону противников дирижера. Аркадьев относится к числу дирижеров-диктаторов. Он не допускает возражений, не сообразуется с теми исполнительскими трудностями, на которые указывают ему музыканты. С ним чисто по-человечески трудно общаться: он подавляет психологически. Отмечают также опоздания на репетиции, случавшиеся не один раз. (Справедливости ради, стоит отметить, что правилом являются также опоздания оркестрантов, постоянно объясняемые проблемами пробок на дорогах города. Это также задерживает начало репетиционного процесса, поскольку нет смысла репетировать неполным составом.) Как дирижеру музыканты оркестра отдают Аркадьеву должное, добавляя, что тут есть свои сильные и слабые стороны (разбирать особенности дирижерской техники я не берусь). Следует также заметить, что все опрошенные сошлись на том, что мнение оркестра не было решающим в принятии администрацией филармонии решения об увольнении дирижера. Сам Михаил Аркадьев считает, что «отношения между дирижером и оркестром – это не показатель; нормальные стандартные отношения между оркестром и дирижером – напряженные, потому что дирижер пытается вытащить из оркестра то, что оркестру не свойственно, если он настоящий дирижер». В подтверждение своих слов, Аркадьев ссылается на конкретные случаи из биографий известнейших дирижеров. Симпатии публики, совершенно очевидно, на стороне маэстро. Ярким тому примером служит успех его прощального концерта, прошедшего при полном зале в пятницу в начале июля, когда все обычно стремятся на дачи (со слов Аркадьева, концертные сезоны в других российских филармониях закончились уже в мае). Публику покоряет особая харизма Аркадьева, его могучий темперамент, проникающий в саму музыку, которой он дирижирует. Думаю, во Владивостоке долго будут помнить его яркие программы и все, что сделал он для музыкальной жизни нашего города.
Добавлю ко всему сказанному свои личные впечатления. За те восемнадцать лет, что я слушаю Тихоокеанский симфонический оркестр, самым слабым звеном в его звучании всегда была группа медных духовых, валторны в особенности. Важной причиной этого является отсутствие хороших инструментов. Следует понимать (особенно начинающим слушателям), что проблема «грязных», фальшивых или вовсе непрозвучавших нот меди, не лежит на совести дирижера. Она была у нас всегда: и до Аркадьева, и во время, и будет после. Правда, в последние дни появилась надежда, что оркестру все-таки выделят средства на приобретение новых инструментов. Если это случится, то это, несомненно, положительно скажется на его звучании. Я помню то ощущение смутного времени, когда у оркестра за короткий период сменилось несколько главных дирижеров, прежде чем за пульт встал Михаил Аркадьев. Помню свое первое впечатление, когда я увидел Аркадьева в работе, и то положительное чувство, которое оставил во мне этот концерт (это был уже не первый концерт Аркадьева с ТСО). Я радовался и за наш оркестр, и за нас, слушателей, что всем нам, наконец-то, повезло, и что теперь симфоническая музыка в нашем городе в надежных руках. Это было за два года до моего знакомства с Михаилом Александровичем, поэтому в беспристрастности той моей первой оценки я не сомневаюсь. Я не скажу, что за последние четыре года уровень оркестра заметно вырос, но уж точно не упал. Прогресс скорее в том, что стало больше интересных программ. Появились замечательные циклы: концерты Рахманинова, симфонии Бетховена. Оба цикла я посетил целиком, тогда как по отдельности некоторые из этих произведений меня бы не соблазнили, появись они на афише (отмечаю это как хороший организаторский момент). У нас стали чаще выступать приезжие исполнители. Чего стоит один только Академический Большой хор Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Мастера хорового пения»! Некоторые из дирижерских интерпретаций Аркадьева я отношу к числу своих любимых (не могу не упомянуть «Rex tremendae» из Реквиема Моцарта и Adagio для струнных Барбера). Никогда не забуду, как звучала под его управлением концовка Токкаты и фуги ре минор Баха в оркестровке Стоковского! Есть слушатели и в том числе музыканты, которые считают, что изменения темпа при отсутствии на то авторских указаний недопустимы. Когда-то я считал так же, но посещая репетиции Аркадьева и каждый раз стараясь вникнуть в его замысел, постепенно пересмотрел свои убеждения. Теперь я готов выслушать и попытаться понять любую интерпретацию, прежде чем делать о ней заключение. Тем более что неавторские отклонения в темпах – это очень распространенное явление во всей мировой истории дирижирования. Как бы к ним не относились музыканты оркестра. Аркадьев-пианист был для Владивостока отдельным, совершенно уникальным приобретением, о котором стоило бы написать подробней, если бы это не выходило за рамки заявленной темы. В целом, для меня очевидно, что с уходом Михаила Аркадьева культурная жизнь Владивостока теряет больше, нежели он сам. На тех репетициях Михаила Александровича, на которых я был, я не наблюдал ничего, в чем его можно было бы упрекнуть. На меня он производил впечатление человека знающего свое дело, но повторю, что судить собственно о дирижерской «кухне» я не берусь. Он действительно требует от музыкантов безоговорочного подчинения, иногда жестко, но я никогда не видел, чтобы в отношениях с кем-либо он проявил неуважение или вышел из себя. Насчет человеческих качеств Михаила Александровича, которые я наблюдал в общении с ним, скажу, что он доброжелателен, интеллигентен, образован. Да, он несколько подавляет своим темпераментом. Его интересно слушать, но спорить с ним действительно тяжело. Зато у него явно есть чему поучиться. По совокупности всех имеющихся у меня на данный момент материалов, я считаю, что Михаил Аркадьев был уволен за свою гражданскую позицию, присоединяю свой голос к числу тех, кто выступает в его защиту, и призываю общественность к открытому выяснению правомерности официальных причин его увольнения.
Пианист Михаил Аркадьев - о великих музыкантах и артистах, которые открыто поддерживают власть, виновную в необратимом растлении и расколе страны
Quote
Я сознаю, что я не Эмиль Золя, и мой голос услышат немногие. Но сказать то, что я собираюсь сказать, необходимо сказать кому-то именно сейчас. И сказать об этом должен классический музыкант, живущий в России.
Я обвиняю эту власть, власть Путина и тот властный слой, представителем и воплощением которого он является, в необратимом растлении страны, в бессовестном преступном нравственном расколе России.
Сейчас этот раскол, эта трещина проходит по сердцам и душам всех без исключения людей живущих в России.
Или уже не живущих в ней, но внутренне связанных с Россией по рождению, языку и воспитанию.
4 февраля 2012 года я с тяжелым сердцем понял, что Болотная и Поклонная – символ разрыва в душе народа, разрыва сознательно и изощренно спровоцированного властью. Сегодня, 7 февраля 2012 года я неожиданно для себя самого заплакал от горя, ужаса, жалости, бессилия, недоумения, прочтя, что Алиса Фрейндлих (в последней редакции списка фамилии Алисы Фрейндлих нет — Прим. Ред.) стала доверенным лицом премьер-министра в его, так называемой, «президентской компании». Рядом с ней я увидел имена выдающихся классических музыкантов с мировым именем Юрия Башмета и Валерия Гергиева.
Но плакал я не из-за коллег-музыкантов, а из-за великой актрисы Алисы Фрейндлих, которая для нескольких поколений была образцом таланта, душевной чистоты и преданности ремеслу театра, тому ремеслу, которое со времен Эсхила невозможно было представить без служения правде, слову, мысли и человеческой совести.
С того момента, когда такие люди, как Фрейндлих, заняли позицию сознательной поддержки лживой, циничной, преступной, блатной власти, обрекающей страну на нравственное, политическое и экономическоевымирание, трещина прошла прямо по сердцам миллионов тех, кто их любил.
Трещина эта стала видна на двух московских площадях еще 4 февраля. Наивный и по-детски душераздирающий вопрос: как теперь смотреть любимые фильмы и спектакли с Фрейндлих, как читать ее воспоминания, не ловя себя на мысли, что она в конце карьеры позволила себе забыть, что происходит в стране с простыми людьми, к которым она всю жизнь обращалась со сцены и с экрана, происходит благодаря власти Владимира Путина - Горлума, надевшего Кольцо Всевластия?
А что, собственно, происходит?
Происходит то, что и происходило последние 300 лет – медленный упорный террор номенклатуры, наглое торжество чиновничьего государства, одетого теперь в гламур и ворочающего конвертируемыми в личную власть миллиардами. Наше государство никогда не было слабым, оно всегда было и остается чересчур сильным, особенно сейчас, когда оснащено ядерным оружием и когда любая средняя или высшая должность обеспечивает представителю власти личное долларовое богатство. Но большинство населения малодушно, просто из страха потерять иллюзию защищенности, уверено, что государство еще слишком слабо, что его нужно еще и еще укреплять, что нужно наводить «порядок», и на этом играет, будет играть и будет выигрывать чиновничья элита.
Блатное сознание основано на унижении, узаконенном беззаконии, культе хитрости, подлости, издевательства, поддержке грубого, или изощренного насилия. Изощренность насилия оснащена теперь корпоративно-личными капиталами. Власть, непрерывно попирая свою собственную конституцию и фундаментальные представления о законе и праве, приучая к этому народ, занимается патерналистко-блатной поддержкой знатных артистов, режиссеров, музыкантов.
Ужас ситуации с Фрейндлих не в частном мнении Алисы Бруновны, на которое она имеет полное право, а в том, что с момента записи ею политического ролика и согласия на роль доверенного лица, она добровольно приняла на себя прямое (ведь в косвенном можно упрекнуть каждого из нас) соучастие в лжи, грабеже и преступлениях режима.Но я не могу и не хочу чрезмерно обвинять Алису Фрейндлих, ведь ее прямая политическая поддержка Путина вызывает скорее чувство ужаса, стыда и жалости.
Но я обвиняю своих коллег — «музыкантов в законе», героев современного классического истэблишмента Валерия Гергиева и Юрия Башмета. Я обвиняю их, живущих на почти заслуженные (если бы не постоянная поддержка сначала советской, затем постсоветской государственной системы) мировые гонорары и на гораздо менее заслуженные огромные подачки власти.
Я обвиняю их в распределении этих подачек среди подчиненных им и зависящих от них денежно и карьерно молодых и не очень молодых коллег.
Я обвиняю их в том, что они способствовали или ничем не помешали воцарению власти откатных денег и лично-семейно-блатной протекции в классической музыке.
Мне совершенно ясно, без малейших иллюзий, что таким, как Валерий Гергиев и Юрий Башмет, совершенно наплевать, что о них думаю я и многие другие музыканты, не уступающие им ни талантом, ни мастерством, но не желающие играть в гламурные и преступные социальные игры и тем самым радикально рискующие своей карьерой.
Великие музыканты Гергиев и Башмет захватили все пути, по которым музыканты, не связанные отношениями протекции, могли бы помимо них попасть на большую сцену и доказать миру свою состоятельность, мастерство и величие.
Я обвиняю Гергиева, Башмета и им подобных в нравственном растлении нескольких поколений молодых музыкантов, которые во многом благодаря им убеждены, что мерой мастерства и таланта являются деньги, деньги, еще раз деньги и только деньги. Именно они убедили и приучили молодежь к тому, что главное — это использовать свое бессмертное ремесло для гламурного успеха, при циничном равнодушии к так называемой «политике».
Речь идет о равнодушии к кричащим фактам государственного насилия, беззакония, экономической газово-нефятной симуляции, тотального чиновничьего откатного грабежа, обрекающих население страны на жизнь без будущего, в том числе унизительной нищеты десятков тысяч российских классических музыкантов.
Спросите россиянина, в том числе музыканта, живущего на зарплату, на сколько недель вперед он может планировать свою жизнь и жизнь своей семьи? Спросите коллегу-музыканта в тех городах, где вы гастролируете, всегда ли он может финансово позволить себе купить билет на ваши концерты?
Как только что выяснилось, ни о каком чистом искусстве речь у вас не шла и не идет, вы обманывали профессиональную музыкальную молодежь и публику. В мгновение ока вы, представители одного из самых возвышенных и бескорыстных искусств, добровольно превращаетесь не в политиков, нет, а в обслуживающий персонал одного из самых позорных, циничных и преступных правителей в истории России, первого в российской истории политического симулянта глобального масштаба.
Вы искренне убеждены, господа и коллеги, что вами движет благородное желание стабильности для страны? Ну, так вы ошибаетесь, и это та самая ошибка, которая хуже, чем преступление.
Дело не только в том, что нарушаются и будут еще больше нарушены базовые основания свободы, не только в том, что реальна угроза активно репрессивного режима, но в том,что эти методы абсолютно бесперспективны именно с прагматической точки зрения.
Централизованные, вертикально контролируемые экономики — слабейшие и самые короткоживущие в мире, даже если у них есть десятилетний период относительного успеха. Они абсолютно не в состоянии справиться с базовыми экономическими проблемами мирного времени, в том числе с построением экономической инфраструктуры: дорог, коммуникаций и защиты частной собственности.
Реальная история демонстрирует жизнеспособность и длительную (а не кратковременную, как при Гитлере-Сталине-Путине) мощь открытых обществ, даже учитывая глобальные системные кризисы. Ностальгия по «сильному»государству в России, наглое использование этой ностальгии и иллюзии стабильности преступной властью неизбежно и совершенно объективно приводят к дестабилизации всей системы. И это было ясно сразу, с момента принятия Путиным курса на реставрацию власти силовых структур.
На самом деле, коллеги, поймите, если вы вообще готовы что-либо понять, что лодку раскачивает не оппозиция, а с преступным упорством сама властная вертикаль. Вертикаль без обратных связей — самый верный путь к дестабилизации системы.
Все это неизбежно приведет к еще большему обнищанию страны и людей. Только свободный, обладающий достоинством и реальной частной собственностью человек может себя прокормить. Только государство, жестко контролируемое снизу, сверху и сбоку СМИ, судом и законом, длительно жизнеспособно.
Я обвиняю вас, встроенные в систему коллеги с мировым именем, в том, что вы не находите в себе ни интеллектуального мужества для понимания обреченности путинизма, ни личного мужества, чтобы Путину противостоять. Позор ситуации состоит в том, что здесь вы ничем не рискуете, ваша жизнь, ваши мировые гонорары давно материально не зависят от Путина и всей его камарильи, как видимой, так и невидимой.
Вы вполне и давно, Валерий Абесслович и Юрий Абрамович, могли бы послать нашего Горлума на три и даже больше букв. Ваше физическое и профессиональное выживание никак не связано с этой системой. С этой системой связана только ваша личная власть, ваша московская или питерская гламурная жизнь и некоторые, пусть и важные творческие проекты. Но вы, закрывая глаза на тотальное беззаконие системы, на страдания политических заключенных, на преступный сервильный суд, на убивающую будущее российской экономики систему откатов и зависимость от трубы, не просто пользуетесь благами преступной системы, а активно выступаете как услужливые лакеи за ее сохранение в тот момент, когда ваш голос мог бы прозвучать как отрезвляющий, сильный и слышный во всем мире. Но вам не до этого.
Я напоминаю вам, что кроме вас существуют такие музыканты, как Арво Пярт, посвятивший свою симфонию Михаилу Ходорковскому, и Гидон Кремер, отказавшийся принимать участие в практике мирового продажного музицирования.
Я обвиняю вас в цинизме российского и международного масштаба, в том, что вы позволили себе забыть, что настоящее, то есть, по словам Марины Цветаевой, и современное, и подлинное искусство возможно только при свете совести.
Я прекрасно понимаю, что вы властители не только умов и душ музыкантов, но и убивающего классическую музыку российского и мирового музыкального менеджмента. Я отдаю себе отчет, что ни у меня, ни у многих моих коллег и друзей не было раньше и тем более не будет сейчас шансов доказать, что есть музыканты, не уступающие вам ни в таланте, ни в уме, ни в мастерстве.
Я знаю, что мое и моих друзей физическое и творческое выживание напрямую связано с отношением к нам той преступной системы, неотъемлемой частью которой вы являетесь. Но, перефразируя знаменитый афоризм, я хочу сказать вам в лицо: тот, кто не готов ради свободы и творчества пожертвовать своим благополучием в условиях преступной и циничной власти, не достоин ни свободы, ни благополучия, ни творчества.
Прочитать статью и оставить комментарий по следующей ссылке Я обвиняю! "Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь." (Махатма Ганди)
...лодку раскачивает не оппозиция, а с преступным упорством сама властная вертикаль. Вертикаль без обратных связей — самый верный путь к дестабилизации системы.
Абсолютно верно! "Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь." (Махатма Ганди)